Четверг, 25.04.2024, 11:28Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
МАДОУ детский сад компенсирующего вида № 34

станицы Ленинградской Краснодарского края
Меню сайта

Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 78

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Победа » Победа 45

Партизанская и подпольная борьба на временно оккупированной территории Ленинградского района и края

Партизанская борьба представляла собой неотъемлемую часть Великой Отечественной войны. 
В 1942 году, воспользовавшись отсутствием второго фронта в Европе, противник, создав значительный перевес сил, захватил Донбасс, вышел на излучину Дона, создал непосредственную угрозу Сталинграду и Кавказу.
В конце июля 1942 года кровопролитные бои развернулись на территории Кубани. 9 августа гитлеровцы захватили Краснодар. А к началу сентября оккупировали почти весь край.
На оккупированной земле немецко-фашистские захватчики установили режим грабежа и кровавого террора. Только на Кубани гитлеровские палачи расстреляли, повесили, удушили отравляющими газами в машинах-душегубках и замучили в застенках Гестапо более 61 тысячи советских граждан.
Злодеяния оккупантов взывали к мщению.
В станицах и аулах, городах и поселках патриоты организовывались, применяли самые разнообразные средства для нанесения ущерба врагу. Их действия носили характер партизанской войны. Принимая самые различные формы, она нарастала как снежный ком, вынуждая захватчиков стягивать с фронта все новые и новые силы для поддержания своей власти в тылу.
Под руководством крайкома партии районные и городские партийные комитеты создали в крае 86 партизанских отрядов численностью 6548 человек. Краевая партийная организация направила в партизанские отряды 3455 коммунистов, 4 секретарей крайкома и 147 секретарей горкомов и райкомов партии.
Для руководства партизанской борьбой на Северном Кавказе и в Крыму постановлением Государственного Комитета Обороны от 03.08.1942 года при Военном совете Северо-Кавказского фронта был создан Южный штаб партизанского движения (ЮШПД). 3 сентября начальником штаба назначается член Военного совета Северо-Кавказского фронта первый секретарь Краснодарского крайкома ВКП (б) П.И. Селезнев. Через месяц после создания ЮШПД Краснодарский крайком партии образовал краевой и семь кустовых штабов.
Самым крупным из кустов было Краснодарское соединение партизанских отрядов, которое насчитывало 1250 бойцов. Командиром этого соединения был Иван Иванович Поздняк.
Поздняк еще в Горячем Ключе успел собрать секретарей райкомов тех районов, где формировались его отряды, определил место каждого отряда, поставил конкретную задачу, позже установил с ними связь. Первоначально насчитывалось тридцать два отряда, но некоторые из них в спешке не успели заложить базы, плохо были вооружены. Пришлось объединить отдельные отряды. Из тридцати двух сделать двадцать два.
В горнолесной местности, где расположились партизаны, долгое время не было сколько-нибудь определенной линии фронта, немецкие войска заняли населенные пункты ближе к дорогам, обеспечивающим подвоз боеприпасов и продовольствия. Наши войска, немногочисленные в этих местах, к тому же сильно потрепанные в боях, заняли тактически выгодные для обороны высоты. Партизанские отряды свободно оперировали в горах и лесах прифронтовой полосы.
Одним из подразделений Краснодарского соединения партизанских отрядов был партизанский отряд «Северный», образованный райкомом ВКП (б) Ленинградского района. Командиром отряда «Северный» назначили председателя Ленинградского райисполкома Ивана Михайловича Ермакова, комиссаром – Ивана Григорьевича Чувилева – первого секретаря райкома партии. В отряде находились товарищи Романихин, Курило, Данилов, Алексеев, Стефанов и другие.
В день занятия станицы немцами партизанский отряд «Северный» выбыл из района и направился в леса Горячее-Ключевского района. Боевые операции отряда развернулись в районе дороги Калужская – Горячий Ключ.
Ранним сентябрьским утром 1942 года партизаны отряда «Северный» устроили фашистам засаду. В краткой стычке с врагом партизаны вывели из строя 3-х офицеров и 25 гитлеровцев, разгромили транспорт врага. 
И.И. Поздняк – командир Краснодарского соединения партизанских отрядов, вспоминая отдельные боевые эпизоды, пишет: «… Комиссар отряда «Северный» И.Г. Чувилев (первый секретарь Ленинградского райкома партии) и лейтенант Червинский с группой партизан устроили засаду на весьма оживленной дороге Горячий Ключ – Саратовская. Результат был неплохим: они разгромили вражеский обоз и убили несколько фашистов. Смело действовали партизаны В.И. Стрижко, пулеметчик И.Г. Курило и комсомолка М. Макарова».
Бесстрашные народные мстители наводили ужас на гитлеровских вояк, не давая им спокойно ездить по дорогам, проникая в места их расположения, оставаясь неуловимыми.
Будучи в партизанском отряде, бюро райкома партии принимало меры к организации подпольной деятельности непосредственно в станице. С этой целью в октябре и ноябре 1942 года из отряда в Ленинградскую были направлены партизаны, но обе эти попытки успеха не имели, так как им не удалось перейти линии фронта.
В начале декабря штаб Краснодарского соединения партизанских отрядов посоветовался с командованием отряда «Северный» и решил направить в Ленинградскую партизан Ивана Михайловича Ермакова (председателя райисполкома) и Семена Евдокимовича Кравченко (директора совхоза «Звезда» Ленинградского района). Правда, сначала мнения работников штаба разошлись. Одни говорили, что этих товарищей посылать в свой же район вряд ли целесообразно, их могут быстро опознать предатели. Другие заявили, что это хорошо: Ермаков и Кравченко знают там людей, местность, им легче будет ориентироваться, находить нужных для работы патриотов. Командир соединения И.И. Поздняк вызвал на беседу Ермакова и Кравченко, спросил, считают ли они правильным и целесообразным такое решение. Оба без всяких колебаний дали согласие.
Ермаков и Кравченко прошли кратковременную подготовку в партизанской школе при Южном штабе партизанского движения. И в один из декабрьских дней с аэродрома поднялся самолет.
Лунная ночь… Спуск с парашютом при сильнейшем ветре трудно удался. Их долго тащило по мерзлому бурьяну. Исцарапали руки, изорвали одежду о сухие бодылья бурьяна. С трудом отыскали друг друга. К полуночи достигли нефтебазы совхоза, где директором работал С.Е. Кравченко. Решили зайти к деду-сторожу.
Сторож совхозной нефтебазы Антипыч с радостью встретил нежданных гостей, накормил, подробно рассказал, что творится в районе.
Узнали, что в станице Ленинградской 2 комендатуры, военный гарнизон, более сотни полицаев. Среди предателей есть и свирепые, особенно из бывших раскулаченных или судимых. По их доносам немцы расстреляли немало людей, в том числе коммуниста Донца, который был оставлен для подпольной работы в районе.
Ермаков и Кравченко понимали, с каким ответственным и опасным заданием прислали их сюда из гор. Днем они прятались по погребам и другим укромным местам у надежных людей, а по ночам встречались с патриотами, устанавливали связи.
В районе нашлось немало людей, которые охотно согласились работать в подполье или вступить в боевые группы. Не торопясь, но надежно и прочно, подпольщики разворачивали свою деятельность. Несмотря на жестокий террор в дни оккупации, срывались немецкие приказы и газеты. Активисты проникали в учреждения и распространяли свежие вести о наступательных операциях нашей армии. В центре Ленинградской был подожжен склад с немецким снаряжением и обмундированием. Были убиты 2 немецких офицера.
Организованно и направлено руководили подпольной работой И. Ермаков и С. Кравченко. Однажды вечером, направляясь на связь, подпольщики заметили в степи, близ хутора Западного, значительную группу полицаев, взявших их в полукольцо. Назад возвращаться было поздно. Вперед идти – попасть в лапы врага. Тогда, достав гранаты и пистолеты, уселись на копну старой соломы и стали ожидать. Остановились и полицаи. Так прошло почти два часа. Полицаи не уходят, а подпольщикам не остается ничего иного, как сидеть и ждать. Словом, чьи нервы крепче.
Воспользовавшись темнотой, С. Кравченко и И. Ермаков по-пластунски проскользнули через цепь полицаев. Тут же решили, что Кравченко отправиться в совхоз «Звезда», а И.Ермаков – в совхоз «Уманский».
После выяснились интересные обстоятельства этой «встречи». Оказывается, полицаи решили: раз здесь Ермаков, под командованием которого уходил в леса из района партизанский отряд, то и отряд недалече. И вот они послали нарочного в районный центр за подкреплением. Только к утру прибыла конная группа фашистов и полицаев. Тщательно прочесала она полезащитные полосы и окружающие камыши, обшарили в степи все укромные места, но никого не нашли и на этот раз.
Два человека, присланные в район из партизанского отряда за короткое время успели сделать немало. В совхозе «Звезда» С. Кравченко организовал вооруженную группу во главе с главным зоотехником А.Ф. Ступниковым.
Эта ночь осталась в памяти каждого из группы сопротивления. В совхозе «Звезда» (сейчас это 2-е отделение племзавода «Соревнование») в медпункте, которым заведовала Мария Логвиненко, они собрались ближе к полуночи. И без того слабый каганец был тщательно замаскирован. Сюда, на встречу с комиссаром группы сопротивления, старшим зоотехником совхоза «Звезда» Алексеем Фомичем Ступниковым, пришла с Иваном Кущем и Женя Быкова.
В тишине звучал голос Ступникова, вслед за ним все повторяли слова клятвы: «Я – гражданин Советского Союза, перед лицом своих товарищей по борьбе клянусь …». Все клялись бороться с врагом до последней капли крови, а если потребуется, то отдать жизнь во имя спасения Родины.
Когда приняли клятву, А.Ф. Ступников сказал, что командиром их группы является офицер Красной Армии Михаил Петрович Бойко. После этой памятной ночи каждый из группы сопротивления по-особенному почувствовал, что он – защитник Родины.
В группе сопротивления было около 15 человек. Сформирована она была в основном из активистов совхоза «Звезда» и жителей хутора Андрющенко. Через доверенных людей поддерживали связь с активистами Новоплатнировской.
Группа сопротивления стала пробовать силы. В станице и хуторах на видных местах появлялись листовки, причем наклеивались они рядом с немецкой комендатурой. В листовках сообщалось, что Красная Армия перешла в контрнаступление и скоро она освободит Кубань.
Вот текст одной из листовок: «Граждане! Помогайте Красной Армии громить фашистскую нечисть! Пусть под ногами фашистов и их приспешников горит земля».
Немцы и полицаи в ярости срывали листовки, но наутро они появлялись снова.
Из достоверных источников командир отряда М.П. Бойко узнал, что в Ленинградскую привезли тяжело раненного в бою красноармейца А.К. Никитенко. Освободить и вывезти его в безопасное место командир поручил связному группы Ивану Кущу.
В хуторе «Андрющенко» каждый знал семью старого Фирса Кузьмича Куща. Семеро его сыновей в Красной Армии, а двое младших жили с отцом. Ивану Кущу  было всего 15 лет.
Вот как проходила операция по спасению красноармейца. Впрягли в бричку, на которой возили навоз, лошадей и в целях маскировки наложили соломы. Иван ехал по степи спокойно, а, подъезжая к железнодорожному мосту, заволновался, увидев фашиста с карабином в руках. Немец в приспущенной пилотке приказал пареньку остановиться, на ломаном русском языке спрашивал, куда он едет. Смекалистый парень объяснял жестами, что он и его товарищи ухаживают за скотом, а сейчас он едет в станицу, чтобы купить продукты. Фашист подошел к бричке и, ткнув в солому несколько раз штыком, разрешил ехать.
На обратном пути Иван с сильно бьющимся сердцем подъезжал к немецкому часовому. В бричке под соломой он вез А.К. Никитенко, все время теряющего сознание. Фашист узнал парня и закричал с моста: «Быстрай, быстрай» … Опасность миновала. Никитенко был отправлен в безопасное место.
Первое боевое задание командира и комиссара успешно выполнила и Евгения Быкова. Она проникла на центральную усадьбу совхоза «Соревнование», встретилась с В. Погосовым, и он передал для группы оружие и патроны, добытые у фашистов.
Все знали установку: не дать врагу ни зернышка хлеба, сохранить скот до прихода Красной Армии. Вместе с комиссаром группы Ступниковым, зоотехником по образованию, активисты рассредоточивали животных на дальние фермы, лучший скот признавался больным – фашисты не решались отправить его своим.
Группа сопротивления распространяла свои действия и на соседние поселки. В совхозе «Соревнование» участники группы Зинаида Петренко, Ксения Березка и Владимир Погосов узнали, что немецкое командование готовит скот к отправке в Германию, доложили об этом комиссару. Зоотехник этого хозяйства был предупрежден, что если он станет способствовать фашистам, то будет расстрелян. Скот остался в совхозе.
Успешно прошла операция по обезвреживанию опасного преступника, предателя Родины, старосты Кучакова. Вот как это было.
Морозная ночь… Тишина в поселке «Звезда». В такой поздний час немцы редко задерживаются. Оставляют за себя полицаев. Четверо патриотов – М. Бойко, А. Ступников, И. Нестеров, И. Кущ осторожно пробираются к полицейскому посту и ловко обезоруживают полицаев. Угождавшие фашистам, они теперь в страхе тряслись перед мстителями.
– Мы оставим вас в живых, если вызовите старосту, – поставили им условие. Полицаи, не медля ни минуты, приняли условия патриотов. Подошли к дому, где жил староста, и постучали в дверь. 
– Кто там? – услышали недовольный голос за дверью.
– Открывай, приехали из Гестапо, дрожащим голосом выпалил полицай, – просят явиться в контору со списками. 
Дверь открыл сам староста, его взяли в мгновенье. Мнивший себя хозяином поселка, составивший списки семей коммунистов, комсомольцев, активистов, староста сейчас обмяк и, запинаясь, что-то лепетал. У него отобрали списки, а самого повели на окраину поселка, к лесополосе.
Именем Родины, именем Советской власти предателя Кучакова расстреляли члены группы сопротивления. Когда все четверо вернулись с боевой операции в хутор Андрющенко, в общежитие, где ждала их несколько томительных часов Евгения Быкова, они прочли списки тех, кого должны были утром расстрелять фашисты, Евгения едва не потеряла сознание – в списки был включен и ее маленький сын.
 Геройски погиб в неравной борьбе с врагом командир отряда М.Бойко. 
Он узнал, что в школе совхоза «Уманский» расположились фашисты, и решил их уничтожить.
«Иду на дело сложное, - сказал он жене. – Может быть, и не вернусь». К сожалению, операция оказалась неудачной. Спасаясь от наседавших гитлеровцев, Бойко спрятался в совхозный дом. Фашисты окружили дом. Патриот отстреливался до последнего патрона, но не сдался врагу. Озверевшие фашисты в злобе штыками искололи все его тело. Так геройски, незадолго до прихода наших, погиб командир отряда.
После освобождения района ушли сражаться за свободу, за правое дело Иван Кущ, Владимир Погосов и другие солдаты-патриоты. 
В совхозе «Уманский» была также создана антифашистская группа во главе с Пархоменко. В станице Ленинградской организована молодежная группа мстителей, которую возглавлял И.Ф. Михайлов – участник Гражданской войны. Много славных дел на его счету. Так молодежная группа угнала из станицы Ленинградской 17 лошадей, на которых удирали из южных районов края от наступающей Красной армии полицаи. Члены группы во время отступления фашистов обстреливали из пулеметов их автомашины. Подпольные ячейки совместно с боевыми группами уничтожали полицаев и предателей.
Фашисты неистовствовали на всем протяжении оккупации Ленинградского района с 4 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Но активисты действовали все смелее. Гитлеровцы терялись в догадках, кто совершает диверсии. Всячески вредили фашистам рядовые советские люди. Вот имена некоторых из них.
Акилина Васильевна Буйволова. Работала в пошивочной мастерской. Долгое время пыталась найти связь с другими активистами станицы. Время от времени, сложив в сумку вещи, уходила она в сторону колхоза имени Кирова в поисках партизан, но безуспешно. Пришлось действовать самостоятельно. И вот в Ленинградской под 7 ноября 1942 года появились расклеенные листовки. В станице неоднократно срывались фашистские приказы и газеты, которые вывешивали оккупанты в людных местах. Распространялись сведения в станице о героической борьбе наших бойцов под Сталинградом. 
Об Акилине Васильевне знали много хорошего и то, что до войны она участвовала в создании первого детского садика в колхозе имени БВО и то, что была общественницей. Нашлись предатели, которые выдали Акилину Васильевну врагу. Фашистские ищейки заявились в пошивочную мастерскую в момент, когда Буйволовой не оказалось на работе. Не нашли ее и дома. Об этом стало известно комендатуре и объявлен усиленный розыск. Вскоре ее схватили гестаповцы.
- Когда Акилину Васильевну арестовали, - вспоминает ее родственница Наталья Парфеньевна Гревцева, - я пришла к ее детям. Вдруг врываются фашисты. Они перевернули все в ее комнате, забрали вещи, погрузили на подводу. Я прошу: «Вы хоть детям одежду оставьте». Не оставили. 
Единственный раз допустили на свидание к ней Наталью Парфеньевну.
- Дрогнуло у меня сердце, – вспоминает она, - когда я увидела измученное, страшно бледное лицо Акилины Васильевны, ведь мы всегда ее знали жизнерадостной, веселой. Она сказала: «Берегите детей». Ведь она взяла себе на воспитание 4-х сирот-племянников.
Палачи били ее плетьми, вырезали звезды на теле. На допросах они требовали рассказать о партизанах станицы. Но она не сказала им ни слова и осталась патриоткой до последних минут своей жизни. 22 января 1943 года была зверски замучена в застенках фашистского гестапо.
Фашисты жестоко расправлялись  с мирными жителями, активистами, потому что на всем протяжении оккупации района земля горела у них под ногами. Им не давали покоя истинные патриоты, держали в постоянном страхе. И никакие зверства, никакой террор не спасли их от неотвратимого конца.
Красная Армия в феврале 1943 года изгнала врагов из нашего района. Партизаны Кубани вместе с частями Кранной армии и Военно-морского флота стойко сражались за честь, свободу и независимость Родины.  Громили фашистских оккупантов до полного изгнания из Краснодарского края, освобождение которого завершилось 9 октября 1943года. Поддержание высокого морального духа населения своими боевыми действиями и политической работой, спасение советских людей от расправы фашистов и угона их на каторгу в Германию, укрытие и переправа через линию фронта военнослужащих, оказавшихся в тылу врага, а также спасение народных материальных ценностей от разрушения, уничтожения и разграбления – все это следует отнести в актив партизан и подпольщиков Кубани.
Партизанские отряды Кубани нанесли противнику ощутимый урон. За шесть месяцев боев кубанские партизаны уничтожили свыше 12 тысяч фашистов. Кроме того, гитлеровцы потеряли 3600 человек ранеными. Партизаны захватили и уничтожили 206 автомашин, 130 станковых и ручных пулеметов, 43 миномета, 500 тысяч патронов и 9 обозов. Взорвано 14 железнодорожных эшелонов, 57 мостов, 7 складов с боеприпасами. 
Советское правительство за доблесть и мужество, проявленные в борьбе с фашистскими оккупантами, наградило орденами и медалями СССР 978 кубанских партизан.
Героические подвиги партизан и подпольщиков Кубани в годы вооруженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками служат сегодня для трудящихся, особенно молодежи края, символом беззаветной любви к своей Родине.
Подготовила С.Р. Ушакова, учитель-логопед
 

Категория: Победа 45 | Добавил: Администратор (23.07.2003)
Просмотров: 789 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Карта зон риска

 


ПАМЯТКА

Памятка для родителей детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение дошкольного образования


Опрос

Анкетирование

Опрос

Оставить отзывы и поставить оценку детскому саду можно на сайте bus.gov.ru


Соц.Опрос

Просим Вас принять участие в опросе о качестве условий осуществления образователь-ной деятельности.


Вход на сайт

Поиск

Календарь

Праздники сегодня


Важные ссылки

Copyright MyCorp © 2024