«Нравственно – патриотическое воспитание
дошкольников 4-5 лет»
В настоящее время велико влияние средств массовой информации на развитие ребенка дошкольного возраста. Поэтому так важно с самого младшего возраста воспитывать в ребенке духовные ценности: представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Проблему духовно-нравственного воспитания следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по духовно-нравственному воспитанию детей должны находиться:
во-первых, семья, включая всех ее членов и той среды, в которой живет ребенок;
во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где он проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном и определяют формирование внутреннего мира ребенка.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Основные задачами духовно-нравственного воспитания являются:
1.Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций.
4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами дошкольной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (целевые прогулки, экскурсии, концерты).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы работы с детьми:
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания
- Все виды художественной творческой деятельности детей. Проведение совместных праздников
- Просмотр слайдов, использование аудиозаписей и технических средств обучения
- Экскурсии, целевые прогулки
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)
Основы духовной культуры личности закладываются в семье в первые годы жизни ребенка. Поэтому особенно велика роль семьи - первого наставника ребенка - в духовно - нравственном воспитании личности. Поэтому основное внимание мы уделяем работе с семьей и используем следующие формы работы с родителями.
Формы работы с родителями по данному направлению:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы; вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
Выставка поделок к празднику «Яблочный спас»
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные с родителями праздники;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт).
Начиная работать в данном направлении, мы предполагаем следующие результаты:
-Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
В группе № 3 «Знайки» был организован центр краеведения «Родные просторы», где представлен макет кубанского двора, представлены флаги России, Краснодарского края, Ленинградского района; фотография президента В.В. Путина.
Центр краеведения «Родные просторы»
Главный результат, на который очень хотелось бы нам всем надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении к добру.
Подготовили:
Воспитатели: Лещенко С.С.
Малева С.И.
Учитель – логопед: Архарова А.А. |