КАК НАУЧИТЬ ЛЮБИТЬ... ЧИТАТЬ?
1) Чтение должно соединяться у ребенка ТОЛЬКО с чувством удовольствия. Не заставляйте и не уговаривайте ребенка. Он должен САМ захотеть читать.
2) Дети, у которых существуют проблемы с чтением, делятся на две основные группы: одни любят, чтобы им читали, другие - не любят ни читать, ни слушать. У первой группы нежелание читать - от отсутствия навыка быстрого чтения. Медлительность процесса начинает вызывать у ребенка раздражение. Постарайтесь выбрать интересный текст с ярким сюжетом, остановитесь на самом интересном месте и попросите ребенка почитать немного без вас, пока вы не сделаете срочно появившееся дело. Затем превратите чтение в игру: строчку - ты, две строчки - я. В 90% случаев хитрость срабатывает. Можно читать по ролям, превращая чтение в веселую игру. Независимо оттого, как читал ребенок, его надо похвалить и, пока он купается в собственной славе, взять, как говорится, «на слабо»: «А за Карлсона сможешь?» Увидите, он не откажется.
3) Старайтесь исправлять ошибки ребенка при чтении очень незаметно.
4) Книга для вашего малыша должна быть яркая, с большим количеством картинок и с крупными буквами, а самое главное - с интересным сюжетом. Если ребенок заинтересуется иллюстрациями, то он, естественно, начнет слушать и книгу. Однако избегайте покупать книги, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.
Дети готовы на многое, когда в их повседневную жизнь входит сказка. Родители же могут легко ее разыграть: однажды утром малыш просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, в котором он крупными буквами пишет, что любит его и хочет с ним дружить, а подарок для него лежит там-то. На следующее утро еще одно письмо. С каждым днем письма все длиннее, а читаются они уже быстрее.
Или напишите небольшие послания для ребенка и развесьте их по всей квартире. Ребенок с удовольствием будет разыскивать записочки и читать их: «Привет! Улыбнись!», «Беги скорее, поцелуй маму; а потом он и сам будет писать подобные записочки для вас. Чтения при использовании такой методики становится не техническим, а содержательным. С чтением у ребенка будет связываться чувство удовольствия и радости.
5) Используйте различные технические средства. Сейчас в продаже много книг, к текстам которых существуют аудиозаписи. У ребенка появится новая уникальная возможность - слушать профессионально озвученный текст и самостоятельно просматривать картинки в книжке.
6) При чтении вслух, чем больше вы входите в роль, тем лучше ваш ребенок будет следить за сюжетом. Будьте смешными, говорите с разными акцентами, разными голосами, сделайте домашний театр.
7) Используйте куклу! Пока вы читаете, кукла (то есть вы за нее) вмешивается со своими вопросами и комментариями. После чтения ребенок обсуждает с ней книгу, затем кукла переходит к ребенку и уже вы задаете вопросы ей.
8) Можно при чтении вслух допридумывать сюжет, включая в него членов вашей семьи и самого ребенка. Используйте в чтении импровизации, интересные мелочи из вашей повседневной жизни. Пускай и ребенок поэкспериментирует с ролью рассказчика. Детям очень нравится придумывать персонажи, имена для них, решать, где они живут, какие они, а также определять будет ли конец счастливым или грустным. Таким образом вы устанавливаете тесную связь между реальным миром ребенка и миром книги, которую читаете, ребенок становится активным участником событий.
9) «Читать, обсуждать - все это здорово, но где взять на это время?» - скажете вы. Конечно, вы очень загружены. Но и из этой ситуации можно найти выход: «Пока я занята, пожалуйста, почитай мне вслух. Мне так интересно, что там было дальше в той сказке, которую мы вчера с тобой не закончили». Поверьте, стоит только раз попробовать такое домашнее чтение и ребенок будет ждать его как праздник. |