Карты Проппа в детском саду
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:
— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру.
Структура имеет определенные функции. Этих функций — 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.
Основных, главных функций Пропп выделил 28. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.
Целесообразность карт Проппа
Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
План действий
1 этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
Цель — подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:
- Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
- За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
- В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность)
Варианты концовок:
- Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
- Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
- Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается, кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Подготовительные игры
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции. Воспитатель предлагает отправиться за тридевять земель в тридесятое царство: Давайте подумаем, что нам в дороге пригодиться? На чем можно отправиться к месту поисков?
- На ковре-самолете
- В сапогах-скороходах
- На крылатом коне
- На сивке-бурке
- На коньке-горбунке
- На сером волке
- На летучем корабле и т.д.
Кто нам может указать дорогу?
Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?
- Скатерть-самобранка
- То, не знаю что и т.д.
Вспомните помощников, выполняющих любое приказание героя:
- Двое из сумы
- Волшебная лампа Алладина
- Молодцы из ларца
Вспомните чудодейственные напитки, плоды:
- Живая и мертвая вода
- Молодильные яблоки
- Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.
Назовите музыкальные инструменты:
- Барабан
- Дудочка
- Рог (появляется войско)
Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?
- Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)
- Гребешок – лес
- Полотенце – речка
- Щетка, зуб – горы
Последовательность знакомства с картами
- Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение.
- Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
- Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
- Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
- Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
- Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
- Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей). А вот, как вы это обозначите ту или иную функцию, и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.
Результат: – умение определять жанр произведения;
– запоминать последовательность событий;
– выделять основное содержание сказки;
– выстраивать схему содержания, опираясь, на карты Проппа;
– уверенно манипулировать картами;
– чувствовать красоту и образность родного языка.
Подготовила: Г.И.Литвинкова
|