Конспект образовательной деятельности
с воспитанниками старшей группы
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Коллективная лепка
Тема: «Кубанский натюрморт»
Цель: Формировать представления о натюрморте, как жанре искусства, творчестве художников.
Образовательные задачи:
1. Дать детям представление о натюрморте, как жанре живописи.
2. Упражнять в лепке овощей и фруктов из пластилина.
3. Закрепить умение передавать особенности формы, цвета, строения плодов.
Развивающие задачи:
1. Содействовать развитию мелкой мускулатуры рук детей.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и потребность к самостоятельной изобразительной деятельности.
2. Воспитывать любовь и уважение к малой Родине.
Предварительная работа:
Рассматривание овощей и фруктов.
Беседа с детьми: «Что где растет?».
Дидактическая игра «Классификация. Фрукты – овощи».
Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Материалы и оборудование
Демонстративный материал:
Картины и иллюстрации с изображением натюрмортов.
Корзина с овощами и фруктами.
Раздаточный материал:
Пластилин;
Дощечки для лепки;
Стеки;
Салфетки.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование: экран, проектор;
Ноутбук;
Мольберт;
Блюдо.
Используемые современные образовательные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Игровые технологии;
Здоровьесберегающие технологии.
Ход
1. Вводная часть
Воспитатель в группе размещает корзину с овощами и фруктами. Если дети не обращают на нее внимания, то он сам подзывает их.
Воспитатель: - Ребята, вы заметили в группе, что-то необычное?
Ответы детей.
Воспитатель: - Посмотрите, какая корзина! Что в ней?
Ответы детей.
Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое корзины.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как все это назвать одним словом?
Дети: - Это плоды.
Воспитатель: - Где они растут?
Ответы детей.
Воспитатель: - Наша малая Родина – Кубань богата плодородными почвами, на которых садоводы и полеводы собирают большие урожаи плодов. Мы употребляем их в пищу. Они приносят большую пользу нашему здоровью. А вы знаете, какое влияние они оказывают?
Дети: - Плоды содержат полезные вещества и витамины.
Воспитатель: - Какие плоды вам нравятся больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: - Объясните почему?
Ответы детей.
Обследование плодов
(тактильное, зрительное, обонятельное)
Воспитатель предлагает детям взять плоды в руки, рассмотреть их, провести рукой по их поверхности, сжать в руке, вдохнуть аромат. Обращает особое внимание на их отличительные особенности.
Воспитатель: - А как вы считаете, можно ли их разделить на две группы?
Ответы детей.
Воспитатель: - Какие?
Предположения детей.
Дидактическая игра «Классификация. Овощи – фрукты»
Дидактическая задача: закрепить навыки классификации плодов: овощи – фрукты.
Игровая задача: разложить овощи и фрукты отдельно.
Игровые действия: участники должны выбрать плод, назвать его и объяснить к какой группе он относится.
Игровые правила: первым плод берет воспитатель и выполняет задание. Затем он передает эстафету одному из детей, который выполняет упражнение и передает ее следующему. Игра заканчивается, когда в ней примут участие все дети.
Воспитатель: - Класс, друзья, вы замечательно справились с этим заданием.
2. Основная часть
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, размещенные на мольберте, или включает мультимедийную презентацию.
Воспитатель: - Друзья, как вы думаете, что изображено на иллюстрациях (экране)?
Дети: - Это натюрморт.
Воспитатель: - Почему вы так решили? Докажите.
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, это – натюрморт. Еще его называют «мертвая натура». Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы знаете, кто пишет натюрморты?
Предположения детей.
Воспитатель: - Натюрморты пишут художники. Это жанр живописи, на котором изображают объекты природы не в естественных для них условиях (лесу, саду, парке), а в созданных человеком. Например, цветы в вазе; овощи и фрукты, выложенные на поднос. Хотите еще раз рассмотреть иллюстрации?
Ответы детей.
Рассматривание иллюстраций
Воспитатель: - Что изображено на картине?
Ответы детей.
Воспитатель: - Какие цвета использовал художник?
Ответы детей.
Воспитатель: - Какой формы овощи и фрукты?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что расположено на первом плане, а что в глубине картины?
Ответы детей.
Воспитатель: - Какие чувства вы испытываете, глядя на натюрморт?
Ответы детей.
Воспитатель: - Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Для того чтобы вырастить овощи и фрукты, необходимо приложить много труда: посадить и ухаживать за деревьями, собрать и сберечь урожай. Художники тоже много времени уделяют своей работе, прописывая каждую мельчайшую деталь. Ребята, как вы думаете, плоды можно только рисовать?
Предположения детей.
Воспитатель: - А я вам предлагаю сегодня вылепить овощи и фрукты из пластилина и разместить их также красиво на блюде, как на натюрморте. Сможете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Но натюрморт у нас будет необычный, а кубанский. Как вы думаете, что это значит?
Дети: - На натюрморте будут плоды, которые растут на нашей малой Родине – Кубани.
Воспитатель: - Совершенно верно. Но в начале, я предлагаю вам поиграть. Хотите?
Ответы детей.
Пальчиковая игра «Нарисуй контур в воздухе»
Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети рисуют его в воздухе указательным пальцем правой руки (левши – левой рукой). Воспитатель обращает внимание детей на особенности формы плодов.
Продуктивная деятельность (коллективная лепка)
Дети присаживаются за рабочие столы. Воспитатель напоминает им приемы лепки: круговые, прямые движения кистей рук, оттягивание, прищипывание, приглаживание и т.д.
Воспитатель: - Помните, друзья, что мы создаем кубанский натюрморт, какие овощи и фрукты могут в нем размещаться?
Ответы детей.
Дети подбирают пластилин соответствующего цвета, выполняют работу. Воспитатель оказывает дифференцированную индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Обращает их внимание на способы художественной выразительности: смешивание цветов, передача текстуры с помощью нанесения рельефа стекой и т.п.
Воспитатель поощряет самостоятельность, инициативу, фантазию детей.
Готовые плоды дети выкладывают на блюдо.
Воспитатель: - Друзья, вы так старались! Мне кажется, что вы немного устали. Хотите отдохнуть?
Ответы детей.
Динамическая пауза «Огородная – хороводная»
Мы корзиночки несем,
Дружно песенки поем.
(Ходьба по кругу друг за другом)
Урожай собирай,
Да на зиму запасай.
(Наклоны туловища вперед)
Ой, да собирай,
И на зиму запасай!
(Повороты туловища в стороны)
Мы ребята – молодцы.
Собираем огурцы
(Встать на носочки, потянуться)
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох!
(Приседание)
Ой, да и горох.
Урожай у нас неплох!
(Ходьба по кругу друг за другом)
Дети идут по кругу, взявшись за руки, проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом.
3. Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, сможете мне помочь красиво расположить плоды на блюде?
Ответы детей.
Дети выполняют задание, создавая натюрморт.
Воспитатель: - Как красиво у нас получилось! Как вы считаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Каждый из вас постарался, вы помогали друг другу. Это замечательно! А вам понравилось? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что понравилось больше всего? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что было трудным? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что мы хотели сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Мы смогли?
Ответы детей.
Воспитатель: - Для чего вам может пригодиться умение лепить плоды из пластилина?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что вы еще хотите узнать о натюрморте?
Ответы детей.
Воспитатель: - Как это можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: - Кто вам может помочь?
Ответы детей.
Воспитатель: - О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родителям? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, мне тоже понравился наш натюрморт. Плоды получились как настоящие. Особенно удались фрукты Амире, а у Кирилла очень натурально получились огурцы. Настя легко смогла классифицировать все плоды. Сережа смог очень точно отметить особенности строения овощей и фруктов, а Маша правильно определяла цвета и оттенки поверхности плодов. Супер!
Дети размещают коллективную работу в Центре творчества. |