КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «КОСТОЧКА»
Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложения. Активизировать словарь по лексической теме. Развивать слуховое восприятие; упражнять в различении неречевых звуков, тембра голоса. Обогащать словарь образными выражениями языка. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
Словарь: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел, беда, проглотил, падающие. Методы и приемы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указание, поощрения.
Оборудование: ваза с разрезанными фруктами; предметные картинки с изображением горницы, вареного рака; компьютер, компьютерная игра «Учись говорить правильно», мультимедийный проектор и экран.
Ход:
I. Вводная часть
1. Организационный момент (На столе стоит ваза с разрезанными косточковыми фруктами).
Воспитатель: Сегодня нам принесли угощение. Назовите одним словом, что это?
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Где растут фрукты?
Дети: Фрукты растут в саду.
Воспитатель: Вы их любите, а что же внутри каждого фрукта? Подойдите к вазе - посмотрите.
Дети: Внутри фруктов есть косточка, когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы хорошо знаете, как фрукты нужно кушать.
2. Знакомство с темой, целью
Воспитатель: Сегодня я познакомлю с рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка».
II. Основная часть
1.Чтение рассказа
2.Беседа по содержанию
Воспитатель: Что купила мама?
Дети: Мама купила сливы.
Воспитатель: Как вел себя Ваня?
Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.
Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?
Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.
Воспитатель: Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?
Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.
Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?
Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.
Воспитатель: Признался ли Ваня в своем поступке?
Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.
Воспитатель: Почему беспокоился папа?
Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.
Воспитатель: Что ответил Ваня?
Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко. Воспитатель: Почему Ваня заплакал?
Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.
Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?
Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.
Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?
Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.
3. Словарная работа
В рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.
Воспитатель: А что такое горница?
Дети: Светлая, красивая комната.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?
Дети: Посчитала.
Воспитатель: Проглотил?
Дети: Быстро съел.
Воспитатель: Побледнел?
Дети: Стал белым, бледным от испуга.
Воспитатель: Назовите еще фрукты с такой же косточкой, как у сливы.
Дети: Персик, абрикос, алыча,…
Воспитатель: Где они растут?
Дети: На дереве в саду.
Воспитатель: Попробуем достать с ветки абрикос.
4. Речь с движением «На ветке»
Вот на ветке – абрикос, Потянуться руками вверх,
Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны
Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх,
Но смотри, не оступись! Быстро присесть
Е. Карельская
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно послушайте, и будете пересказывать его. (Повторное чтение рассказа)
6. Пересказ рассказа детьми
Воспитатель: Расскажите историю про мальчика Ваню. (Пересказы детей)
7. Игра «Звуки осени»
Воспитатель: Когда созревает урожай фруктов?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Осень прекрасное время года. Я предлагаю вам послушать и определить звуки осени.(Компьютерная игра «Учись говорить правильно»)
Дети: Шелест листьев, шум дождя, крики птиц, улетающих на юг, ...
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень внимательные.
Ш. Заключительная часть
Итог, оценка:
Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось больше всего? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам. |