Конспект образовательной деятельности
с воспитанниками подготовительной к школе группы
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Аппликация
Тема: «Кубанские дары»
Цель: Упражнять в вырезании округлых форм из квадрата и прямоугольника.
Образовательные задачи:
1. Упражнять в вырезании круглых форм из прямоугольника и квадрата.
2. Совершенствовать представления воспитанников о форме, цвете, строении плодов.
3. Закрепить навыки создания композиции на листе бумаги.
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки работы с ножницами.
2. Развивать чувства цвета и композиции.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к самостоятельной изобразительной деятельности.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду кубанских земледельцев.
Предварительная работа:
Рассматривание овощей и фруктов.
Разгадывание загадок.
Классификация плодов по указанному признаку.
Материалы и оборудование
Демонстративный материал:
Корзина с овощами и фруктами;
Круги разного цвета и оттенков;
Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал.
Раздаточный материал:
Альбомные листы;
Клей;
Ножницы;
Цветная бумага;
Салфетки;
Кисти для клея;
Простые карандаши.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование: экран, проектор;
Ноутбук.
Ход
1. Вводная часть
Воспитатель подзывает детей. Обращает их внимание на мультимедийный экран, на котором изображены картины осени.
Воспитатель:
Осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные - рябине,
Фартук розовый - осине,
Зонтик желтый - тополям,
Фрукты осень дарит нам. (И. Винокуров)
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что об осени говорит поэт в своем стихотворении?
Ответы детей.
На экране появляется изображение Кубани-матушки.
Воспитатель: - Друзья, сегодня в гости к нам пришла Кубань-матушка и принесла подарки.
Воспитатель вносит корзину, накрытую салфеткой.
Воспитатель: - Вы хотите узнать, что в корзине? А может быть, вы сами сможете догадаться, что в ней лежит?
Предположения детей.
Воспитатель: - Хотите проверить? Давайте это сделаем вместе?
Воспитатель снимает салфетку. Предлагает выложить на поднос овощи и фрукты.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как назвать все эти дары одним словом?
Дети: - Плоды.
Воспитатель: - На какие две группы можно разделить все плоды?
Дети: - Овощи и фрукты.
Воспитатель: - Чем отличаются друг от друга овощи и фрукты?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, в корзине лежит какой-то конверт. Хотите узнать, что в нем?
Ответы детей. Воспитатель открывает конверт, читает.
Воспитатель: - Дети, это послание от Кубани-матушки. Она говорит, что в этом году на нашей малой Родине – в Краснодарском крае собрали очень большой урожай. Кубань-матушка любит порядок во всем. Необходимо рассортировать все плоды по цвету. У нее много работы, вы хотите ей помочь? Сможете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Итак, приступаем к работе.
Дидактическая игра «Разложи по цвету»
Дидактическая задача: закрепить навыки классификации по цвету.
Игровая задача: помочь Кубани-матушке разделить плоды на группы по цвету.
Игровые действия: участники игры рассматривают плоды, определяют доминирующий цвет овощей и фруктов и делят их на группы, выкладывая рядом с кругом данного цвета.
Игровые правила: участники игры по очереди берут плод, называют его и определяют его цвет. Игра заканчивается, когда все плоды классифицированы.
Воспитатель: - Класс, друзья, вы замечательно справились с заданием. А вы смогли бы разложить плоды по форме? Поможете?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Разложи по форме»
Дидактическая задача: закрепить навыки дифференциации по форме.
Игровая задача: помочь Кубани-матушке разложить плоды по форме.
Игровые действия: участники игры рассматривают плоды, обследуют их тактильным способом, раскладывают на две группы: круглые и овальные.
Игровые правила: участники игры по очереди берут плод, называют его, определяют его форму и кладут рядом с соответствующей геометрической фигурой.
Воспитатель: - Друзья, какой формы дары Кубани?
Ответы детей.
Воспитатель: - Какая форма плодов не встречается? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы правы, все плоды округлой формы. У них нет углов. Молодцы, вы очень наблюдательные. Друзья, а вы хотите отблагодарить Кубань-матушку за ее подарки? Как это можно сделать?
Предложения детей.
Воспитатель: - Я предлагаю вам сделать для нашей гостьи аппликацию. Хотите? Что нам для этого понадобится?
Ответы детей. Дети размещаются за рабочими столами.
2. Основная часть
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно, перед вами лежит цветная бумага, из которой мы будем вырезать плоды. Какой она формы?
Дети: - Бумага квадратной и прямоугольной формы.
Воспитатель: - Но ведь мы с вами уже выяснили, что плоды округлой формы. Что необходимо сделать, чтобы получился круг или овал?
Ответы детей.
Воспитатель: - Здорово! Совершенно верно, для того чтобы из квадрата сделать круг, а из прямоугольника – овал, необходимо срезать углы. Кто из вас сможет показать товарищам, как это сделать?
Воспитатель поручает одному из детей показать способ работы. При этом воспитатель сопровождает показ ребенка пояснениями:
Воспитатель: - Вначале необходимо простым карандашом нарисовать форму плода. Начинаем рисовать с середины стороны цветной бумаги. При этом стараемся точно передать форму, закругляя линию. Ножницы берем в правую руку, их лезвия направлены прямо перед собой. Помните, что нельзя подносить ножницы близко к лицу. Бумагу берем в левую руку. Плавно обрезаем угол квадрата (прямоугольника), начиная с середины его стороны. При этом плавно поворачиваем бумагу, а не ножницы.
В показе могут принимать участие несколько детей. Они одновременно выполняют задание, вырезая различные плоды. Вырезанные заготовки воспитатель предлагает красиво разместить на листе бумаги, создавая композицию. Педагог обращает особое внимание на то, как сочетаются плоды по цвету и форме. Напоминает детям о том, что при выполнении аппликации необходимо быть аккуратным. Пользоваться клеенкой для клея, салфеткой. Обрезки бумаги необходимо сразу убирать на тарелочку.
Воспитатель: - Друзья, но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо размять наши пальчики. Хотите поиграть?
Пальчиковая игра «Осень»
Осень скверы украшает листвой.
(Дети изображают движения руки кистью)
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
(Загибают пальцы левой руки)
И в садах, и в огороде,
(Загибают пальцы правой руки)
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
(Ладони выставить перед собой)
Всевозможные плоды.
(Основания ладоней соединить, пальцы – веером)
Дети приступают к работе. Воспитатель осуществляет руководство и контроль. Оказывает дифференцированную индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения. Особое внимание уделяет технике безопасности при работе с ножницами. По окончании работы дети вывешивают аппликацию на выставку.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам немного размяться и отдохнуть.
Динамическая пауза «Ходит осень по дорожке…»
Ходит осень по дорожке,
(идут по кругу, взявшись за руки)
Промочила в лужах ножки.
(Идут с высоким подниманием коленей)
Льют дожди, и нет просвета,
(Повороты туловища в стороны)
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
(Идут по кругу)
Ветер с клёна листья сбросил.
(Приседают на корточки)
Под ногами коврик новый,
(Кружатся в левую сторону)
Жёлто-розовый кленовый.
(Кружатся в правую сторону)
3. Заключительная часть
Воспитатель вместе с детьми располагается перед выставкой работ.
Воспитатель: - Вот она какая, добрая щедрая Кубань-матушка.
И в садах, и в огороде, и в лесу, и у воды.
Приготовила природа всевозможные плоды.
На полях идёт уборка - собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку, чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья, запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье, в погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай - собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду пригодится урожай!
Воспитатель: - Друзья, как вы считаете, кого собой олицетворяет наша гостья?
Предположения детей.
Воспитатель: - Кубань-матушка – это наша кормилица, это все земледельцы Краснодарского края: садоводы, полеводы, хлеборобы, которые выращивают урожай для того чтобы накормить не только своих земляков, но и других людей. Как вы относитесь к их труду?
Ответы детей.
Воспитатель: - Верно, земледелие – это тяжелый труд, эти люди достойны нашего уважения. Посмотрите внимательно на свои работы. Чья аппликация вам нравится больше всего? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что вам понравилось больше всего? Почему? Что вызвало затруднения? Почему? Чьи плоды больше всего похожи на настоящие? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: - Что можно посоветовать товарищам, у которых не совсем все получилось?
Предложения детей.
Воспитатель: - Мне очень понравились ваши работы. Вы все старались. Ребятам, у которых не все получилось, в следующий раз необходимо не торопиться и быть более аккуратными.
Воспитатель обращает внимание детей на мультимедийный экран, на котором изображена Кубань-матушка.
Воспитатель: - Ребята, гостье очень понравились ваши работы. Она благодарит вас, а сейчас ей пора прощаться.
Дети благодарят Кубань-матушку за дары и прощаются с ней. |