Тема: «Профессия швея»
Образовательные задачи:
- Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;
- развивать речь, логическое мышление, произвольную память;
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых; коммуникативные способности детей;
- развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Игра –презентация «Чьи инструменты?»; швейные принадлежности: сантиметровая лента, карандаш, тетрадь, мел, ножницы, нитки, иголка; кусочки различных тканей; корзинка для покупок; кукла Катя
Раздаточный материал: для работы в парах полоска бумаги для двоих, клей, картинки для наклеивания: эскиз, сантиметровая лент, карандаши листочек, ткань, ножницы, нитка с иголкой., иголки в подушечке.
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.
Беседа «Праздники»
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в гости?
- Как вы одеваетесь, когда идете в гости?
Воспитатель сообщает детям, что друзья пригласили куклу Катю на день рожденья. А ей нечего надеть, старая юбка совсем износилась. Она просит детей что-нибудь придумать.
- Хотите помочь Кате?
- Сможете?
- Где же можно взять новую юбку? (В магазине)
- Но Катя была в магазине, там все юбки на неё большие. (Можно пошить)
- Человек какой профессии шьёт одежду? (Швея).
- Давайте выберем, инструменты для швеи. Я знаю один магазин, там для любой работы инструмент найдется.
- Актуализация знаний
Дидактические задачи:
- уточнить и актуализировать знания о профессиях: их названиях, необходимых инструментах;
- развивать умение строить правильный ответ в соответствии с образцом, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже;
2.1. Игра-презентация «Чьи инструменты?»
Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель демонстрирует презентацию:
- Нам надо найти нужный отдел. На входе в первый отдел висела: кастрюля, поварешка, скалка, печка. Чьи инструменты здесь продают? (Повара)
Надо нам в этот отдел?
Далее дети сами называют инструменты и профессию. С последним слайдом появляется швея.
- А в этот отдел зайдем?
3. Затруднение в ситуации № 1
Дидактические задачи:
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции: анализ, классификация, развивать мышление, речь.
3.1. Дидактическая игра «Сделаем покупки»
Дети подходят к столу, на котором выложены швейные принадлежности.
- Чтобы что-то купить, надо объяснить, что можно делать тем или иным инструментом.
(Дети по очереди выбирают товар и объясняют: Ножницы нужны, чтобы резать ткань. Иголка нужна, чтобы шить. И т.д. По мере приобретения товара, складываем его в корзину для покупок. При выборе ткани, педагог просит выбрать ткань для лёгкой летнеё юбки, советует потрогать различную ткань руками)
- А почему вы не купили некоторые товары? (Потому что не знаем, что это и зачем?)
- Значит, что вам нужно узнать? (Зачем нужны эти инструменты?)
- Как это можно узнать?
Дети предлагают различные варианты.
-Можно прочитать в книге, если умеешь читать, или попросить прочитать взрослого.
Воспитатель достает книгу «Учимся шить».
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
- формировать представление детей о том для чего нужны швее некоторые инструменты;
- совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно прочитать в книге» (проконсультироваться со специалистом);
- тренировать умение проверки по образцу.
4.1. Чтение книги
Воспитатель достает книгу «Учимся шить».
- Это сантиметровая лента, она нужна, чтобы снимать мерки. Карандаш и тетрадка - чтобы записывать и рисовать выкройки. Мел - чтобы рисовать на ткани. Теперь все необходимое у нас есть.
- Какой хороший магазин, для каждой профессии есть все необходимое.
4.2. Физкультминутка «Профессии»
Дидактические задачи:
- организовать двигательную активность детей;
- расширять представления о профессиях;
- развивать речь;
Воспитатель собирает детей вокруг себя и предлагает показать, как трудятся люди разных профессий.
- варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
4.3. Закрепление, полученных знаний «Разбираем корзинку»
Дидактические задачи:
- закрепить полученные знания;
Воспитатель предлагает детям разобрать корзинку и вспомнить, какая вещь, зачем нужна. Дети подходят к столу, Вытаскивают по оной вещи и называют: Мел нужен, чтобы рисовать на ткани. И т.д.
5. Затруднение в ситуации № 2
Дидактические задачи:
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;
- совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, актуализировать способы «если чего-то не знаешь, можно: спросить у того кто знает»;
- развивать умение задавать вопросы;
- развивать умение работать в команде.
5.1. Практическая работа «Шьем юбку»
- Все необходимое из магазина доставили, но Катя переживает, сможете ли вы пошить ей новую юбку?
Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает». Дети спрашивают у меня, знаю ли я.
- Да знаю. Я в молодости закончила курсы кройки и шитья. Там меня научили шить.
Воспитатель помогает детям сформулировать просьбу:
- Помогите, пожалуйста, пошить нам юбку для куклы Кати?
- Ребята, спросите у Кати, какую юбку она хотела бы пошить?
-Катя приготовила эскиз юбки. Эскиз – это рисунок, нам надо знать какую юбку мы будем шить
-Как вы думаете, что нужно сделать теперь? (снять мерки, чтобы юбка была кукле по размеру).
- Я буду пользоваться для этого сантиметровой лентой. (снимает мерки, проговаривает: я измеряю обхват талии, длину изделия; записывает).
- Теперь нужно раскроить юбку на ткани. Чтобы быстрее это сделать, я буду пользоваться готовой выкройкой, подходящей по размеру вашей кукле. Швеи пользуются готовыми выкройками. Я хотела бы, чтобы вы не только смотрели, но и сами попробовали бы раскроить юбку на ткани мелом. Нужно взять ткань, сложить ее пополам, приложить выкройку, прижать ее и обвести. Чем мы будем обводить (Мелом).
Дети выполняют все вместе с педагогом, обговаривают свои действия.
- Теперь юбку можно аккуратно раскроить по линиям. Мы будем пользоваться для этого ножницами.
Дети помогают.
- Итак, наши юбка раскроена, теперь надо сметать, чтобы примерить на куклу.
Дети помогают вдеть нитку в иголку.
- С иглой надо обращаться очень осторожно, по окончании работы убирать в игольницу. Шить можно и на швейной машине это гораздо быстрей и удобней.
- Готово.
4.3. Ситуация «Сделаем схему»
Дидактические задачи:
- закреплять знания о последовательности работы швеи;
- развивать умение работать в группе, формировать опыт взаимопроверки.
- Катя очень довольна. Теперь она себе и новую кофточку сможет пошить, вот только боится, что забудет последовательность работы. Давайте сделаем схемы последовательности для Кати и её друзей.
Дети работают в парах: на полоске бумаги наклеивают готовые картинки в нужной последовательности: эскиз, сантиметровая лента, карандаш и листочек, мел, ножницы, иголка, иголка в подушечке. Потом проверяют правильность вы волнения, меняясь схемами.
8. Рефлексия
Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали?
- Какие новые знания помогли нам пошить юбку?
- Пригодятся нам эти знания в жизни? |