Адаптация к школе
Адаптация к школе — перестройка познавательной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, так как ведущим инструментом обучения выступала игра. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого уровня, чем в дошкольном детстве, уровня производительности, поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важную роль приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-ролевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуальным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта воздействий и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствует возникновению школьных неврозов.
Как помочь ребёнку быстрее адаптироваться к школе.
-Ребёнок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в него, надеются на его старания, понимают важность его новых обязанностей и связанные с этим трудности.
-Родителям следует ежедневно вникать в школьные дела ребёнка, интересоваться всем, что произошло в классе на переменах, на уроках, во время прогулки.
-Родителям следует не упрекать ребёнка за неважный результат, а похвалить за старание, и только после этого спокойно объяснить важность итога каждой работы.
-Спокойно разобрать с учеником ошибки в его поведении, чтобы он их понял и почувствовал.
-Школьнику необходимо отвести постоянное место для занятий.
Чрезвычайно важно с первого дня учебы пунктуально соблюдать режим дня первоклассника. Такая мера предохранит его от переутомления.
В период адаптации к школе не следует загружать ребёнка занятиями в различных кружках и секциях. Интенсивные внешкольные нагрузки затруднят и затянут процесс привыкания к обучению в школе.
|