Как предотвратить появление страхов?
Педагог – психолог А.В.Лукашова
-Старайтесь не включать при детях телевизор, когда там показывают фильм ужасов или сцены насилия и кровавые драки.
-Если дети боятся от вас отойти, проводите время с ними, но также создавайте ситуации, когда они должны находиться без вас, хотя бы небольшие периоды времени.
-Спросите ваших детей, не хотели бы они прочитать о чём-нибудь страшном, чтобы окончательно решить, стоит ли этого бояться.
-Не вовлекайте детей силой в ситуации, которые могут для них быть слишком тяжёлыми, только для того, чтобы воспитать у них смелость.
-Дети должны знать, что естественно испытывать чувство страха, но он не должен их сковывать. Они должны знать, что есть кто-то, кто воспринимает их серьёзно и поможет им справиться с их страхами. Они сами могут справиться с трудной ситуацией или искать успокоения у своих родителей.
Воображаемые страхи.
Родители бывают обеспокоены тем, что их ребёнок вдруг начинает испытывать страх, услышав, казалось бы, знакомый шум: журчание воды в бачке в туалете или жужжание мотора холодильника. Ребёнок может вздрогнуть или закатиться слезами. Мама должна успокоить малыша и исключить повторение этой ситуации. Вероятно, потребуется, как бы вновь приучать его к прежним звукам, которые теперь стали пугать ребёнка. Маленькая девочка сидела на горшке, когда зазвонил телефон, и мама пошла взять трубку, в это время зашумела вода в туалете, девочка так сильно испугалась, что в течение нескольких месяцев отказывалась садиться на горшок.
Гораздо труднее справиться с внутренними страхами, которые подступают незаметно, неожиданно без всякой видимой причины. Понятно, почему ребёнок боится огня (его действие ему неизвестно). Но почему он начинает кричать, когда слышит рёв проезжающей мимо пожарной машины, если никогда не видел пожара? А почему ребёнок боится, что убьют его маму и что какое-то чудище придёт и убьёт его? Потому что у каждого ребёнка есть ещё и воображение страха. Иногда они быстро проходят, иногда задерживаются надолго, обретая причудливые формы. Иногда подобные страхи проявляются в ребёнке в скрытой форме: ребёнок становится агрессивным, нападает на других, просто потому что он боится, что его обидят, и как бы предвосхищает нападение. Находясь под гнётом страха, ребёнок может замолчать, углубиться в себя, стать пассивным, перестать играть с детьми. В каких-то случаях он может стать чрезмерно послушным, аккуратным, отзывчивым не потому что он нравственно вырос и достиг совершенства, а потому что он испытывает дискомфорт и страх.
Причиной детских страхов является ограниченный жизненный опыт и детская логика. Страхи возникают у ребёнка в результате ощущения им своей беспомощности, абсолютной зависимости от взрослых, что заложено в природе его развития.
Причины страхов можно разделить на три группы:
-боязнь потерять любовь взрослых;
-ожидание наказания за какой-то промах пли за плохое поведение;
-испуг, связанный с чувством своей вины за что-то. Всё это многие дети ощущают уже к шести годам.
При рождении ребёнок полностью меняет среду обитания. И поэтому первое его беспокойство связано с физическими неудобствами, ему хочется есть, ему холодно, он нуждается в тепле.
Может быть не совсем справедливо называть потребность страхом, но именно потребность ребёнка порождает первое неудобство, потом тревогу, боль и, наконец, ужас. К счастью, это последнее состояние совсем не обязательно, но если ребёнок не получит пищи, когда он голоден, или получает такую пищу, которая не даёт насыщения, у малыша достаточно оснований «испугаться», потому что его начинает мучить голод. Для малыша любовь значит еда, поэтому он полностью зависит от любви своей матери. Поскольку у новорождённого еда и любовь это одно и то же, то и отсутствие мамы предполагает голод и тревогу. Мама ассоциируется с сытостью и комфортом, вот почему её отсутствие огорчает ребёнка. Это создаёт у него ощущение доброты окружающего мира. Если взрослые реагируют на зов ребёнка немедленно и с должным вниманием, беспокойство малыша никогда не станет причиной его тревог в будущем.
|