Негативизм.
Негативизм – лишённое разумных оснований сопротивление ребёнка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребёнка против реально существующего или воспринимаемого как тактового неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников.
Негативизм может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчуждённости. Пассивный негативизм выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном негативизме дети производят действия, противоположные требуемых. Чаще всего негативизм встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учёта потребностей ребёнка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребёнком какой-либо из существенных для него потребностей социального характера, потребности в общении, эмоциональном контакте, в одобрении, в уважении. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребёнку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию.
Слабой формой негативизма является упрямство. Но в отличие от подлинного негативизма, оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью — стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям.
Негативизм может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребёнка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребёнка, а также активное включение его в жизнь детского коллектива может устранить или значительно смягчить негативизм. Важную роль играют индивидуальный подход в воспитании с учётом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы конкретного ребёнка.
|