Консультация для родителей
«Непослушание»
Педагог-психолог А.В Лукашова
Дети уважают силу и смелость, но при условии, что эти качества сочетаются с любовью. Трудно найти лучшее объяснение, например, популярности, которой пользуются у детей герои комиксов и мультфильмов.
Мальчиков и девочек очень волнует вопрос: «Кто самый сильный?» Как только ребёнок переезжает на новое место жительства или переходит в новую школу, ему приходится выдерживать борьбу (словесно или физически), чтобы завоевать себе определённое место в иерархии силы: в каждой группе детей есть свой лидер, но есть и униженный мальчик для битья, который находится на нижней ступени этой иерархии. И каждый ребёнок, входящий в эту общую систему знает, на какой ступени он стоит по отношению к остальным детям.
Уважение к силе и смелости порождает у детей стремление убедиться насколько крепко держатся их воспитатели и руководители. Поэтому при каждом удобном случае они могут не подчиняться распоряжениям родителей, с целью проверить, насколько решительны и тверды те, кто распоряжается их делами. И кто бы вы ни были: родители, бабушка, дедушка или школьный учитель, рано или поздно кто-нибудь из ребят, находящийся под вашей властью, попытается подвергнуть испытанию на прочность вашу роль наставника и руководителя.
Ребёнок проявляет неповиновение из упрямства. Когда родители отказываются принять вызов неповиновения, брошенный им ребёнком, в их взаимоотношениях обязательно что-то меняется. Младшее поколение начинает смотреть на мать и отца без уважения. К тому же, дети удивляются, почему родители разрешают такие скверные вещи.
В большинстве своём дети хотят, чтобы ими руководили родители, но требуют, чтобы мать и отец добились права на ту роль руководителя.
Многие родители преднамеренно учат своих детей быть глухими по отношению к ним. Вместо того, чтобы искать причины такого поведения в ребёнке, проанализируйте лучше своё поведение, может там вы найдёте то, что неосознанно с вашей стороны вызвало эту проблему.
Рекомендации:
-Если вы хотите, чтобы ваши дети больше слушали, важно использовать меньшее количество слов.
-Обойдитесь одним словом, чтобы привлечь внимание ребёнка к тому, что надо сделать: «посуда, ванная, стирка». Убедитесь, что вы смотрите друг другу в глаза. У вас должно быть приветливое, но твёрдое выражение лица.
-Пользуйтесь краткими фразами: «Пора тебе постирать свои вещи», «Позвони, если задержишься у друзей».
-Используйте действия. Возьмите ребёнка за руку и отведите его, держа нежно и твёрдо, например, в комнату, где он должен убрать игрушки.
Записка, оставленная на видном месте, привлечёт больше внимания ребёнка, чем слова, произнесённые вами вслух.
-Дети внимательно слушают, когда вы говорите очень тихо. Попробуйте и это.
-Попросите детей рассказать своими словами то, что они услышали, чтобы научить их навыку слушания.
-Дети будут вас слушать, когда чувствуют, что вы их слушаете.
-Проникновение во внутренний мир вашего ребёнка, внимательно выслушивая его. Постарайтесь понять, что стоит за его поведением.
Непослушание детей. Как себя вести?
-Обратите внимание на своё поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам. Вы просто выкрикиваете команды, ворчите, придираетесь. Если так, не говорите ничего не по делу. Делайте то, что говорите.
-Следите за своими «нет». Не говорите ли вы его каждый раз, когда ребёнок задаёт вам вопрос или что-то просит.
-Ваш ребёнок может быть глухим по отношению к вам, потому что вы говорите больше, чем делаете. Если это именно так, то меньше говорите, больше действуйте.
-Часто дошкольники на всё отвечают «нет». Если вы не находите это милым, прекратите задавать им вопросы, требующие ответов «да» или «нет».
-Нужно стремиться к взаимопомощи. Перестаньте читать детям нотации. Покажите, что вас интересует их мнение, внимательно выслушайте, что они вам скажут.
-Если ваш ребёнок спорщик, вероятно, где-то находится поблизости тот, кто предоставляет ему эту практику. Если это вы, оставляйте за ним последнее слово.
-Некоторые дети будут толкаться и возиться до тех пор, пока их не отшлёпают. Тогда они успокаиваются. Они привыкли к тому, что их угомонит только шлепок. Вместо этого посадите непокорного ребёнка себе на колени. Не отпускайте его, пока он не успокоится.
-Для непокорного ребёнка найдите время для учёбы. Пойдите с ребёнком куда-нибудь, например, в парк. В тот момент, когда он начнёт вести себя вызывающе, возьмите его за руку и отведите домой, говоря: «Завтра мы опять попробуем».
-Дети должны понять, что когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем притворство. Родители дадут им разумный совет и, несомненно, отнесутся с уважением к их мнению.
-Дети предпочитают сотрудничать с вами, но если вы обращаетесь с ними без должного уважения, они найдут способ показать вам что не потерпят никакого руководства над собой.
-Дети, бросающие вызов, часто воспринимают наказание как причину для дальнейшего неповиновения. Где оно возможно, лучше всего действуют и помогают естественные последствия.
Если к вам пришли гости, а дети слова не дают сказать.
-Уговоры, строгие замечания и ультиматумы на них не действуют, они, может статься, разойдутся не на шутку, и вы, потеряв терпение, скажите какую-нибудь глупость в присутствии долгожданных гостей. Зачем вам это.
-Дети, как нарочно, начнут отрывать вас по пустякам от разговоров, спрашивать совета, откровенно дурачиться, станут хуже, чем есть, а вы наберётесь терпения и не прогоните их.
-Не краснейте до ушей, не оправдывайтесь не сердитесь на маленьких и больших –поймите, им хочется внимания, им нравится быть рядом с вами. Предложите попить чаю, попросите детей помочь вам накрыть на стол. Посидите вместе за столом, пусть они пообщаются с вашими гостями.
-Лишь после того, как вы уделите им внимание, миролюбиво, но твердо скажите им, что сейчас вам нужно поговорить без них. Они может не с первого раза поймут и не тотчас вас покинут, но потом обязательно оценят, что вы сделали всё по-честному и про них не забыли.
|