Консультация для родителей
«Послушание»
Педагог-психолог А.В Лукашова
За последнее столетие, пожалуй, не один аспект воспитания детей не претерпел таких изменений, как вопрос послушания. В прошлом веке рекомендовалось добиваться послушания любой ценой, вплоть до суровых наказаний, хотя, как оказалось, суровое наказание было не только неэффективным, но и вредным.
Пересмотр отношения к послушанию в наше время отнюдь не означает, что в нём теперь нет никакой необходимости, например, оно по-прежнему остаётся важным элементом в воспитании детей, необходимым для их защиты, благополучия и безопасности. Но послушание теперь не означает слепого, раболепного поведения, подчинения, оно рассматривается скорее как один из способов, используемых при обучении, который наряду со многими другими, может привести ребёнка к зрелости.
Маленький ребёнок вначале учится послушанию для своей собственной пользы. Задолго до того, как он сможет полностью понять, почему он не может класть в рот объедки с тротуара, он должен просто принять факт, что этого нельзя делать. Вскоре ребёнок уже будет в состоянии понимать причины, и тогда для правильного развития послушания ему надо будет давать обоснование своих приказаний на доступном ему уровне. Конечно, невозможно это делать постоянно, но откладывать надолго тоже не стоит. Ребёнок с большой готовностью постарается выполнить приказание, сказанное в форме: «Лучше начинай уже одеваться, если хочешь выйти вовремя», чем просто «давай-ка, быстро одевайся». Много значит и тон голоса, которым произносится приказание. У ребенка, скорее всего не возникает чувства протеста, когда он слышит любезный голос.
И ещё один важный момент: если каждодневное обращение к нему делается на таких повышенных тонах, что он вздрагивает, то когда ему будет отдано действительно важное приказание, он уже не обратит на него должного внимания. По тону обращения к нему ребёнок должен определить степень его серьёзности, например, просьба вымыть руки перед едой или предостережение, чтобы он не упал в открытый подвал. Когда обращаешься к ребёнку с просьбой, приказанием, надо быть уверенным в том, что он это слышит. Ведь дела могут быть сильнее сосредоточены на чём-то и не реагировать, когда к ним обращаются. Бывают, конечно, и такие случаи, когда они сознательно не хотят слышать.
В основе нового отношения к послушанию лежит признание необходимости новой формы отношений между родителями и детьми, основанной не на давлении или страхе, а на обоюдном доверии и уважении. Когда малыш тянет руку к спичкам, ему говорят: «Нельзя!», отнесётся к отдельным запретам как к чему-то важному и обязательному.
Любой ребёнок время от времени может проявлять непослушание, желая показать свою независимость. В таких случаях требуется дисциплина, которая тоже для современных родителей приобрела новый оттенок. Новая отличительная черта заключается в том, что послушание теперь является результатом уважения к мнению родителей, а не продиктовано чувством страха.