Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Педагог - психолог
Алла Владимировна Лукашова
Физическому и психическому развитию ребенка сопутствуют и изменения в интеллектуальной и эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Взрослым надо четко представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное развитие и становление личности ребенка.
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
- Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
- Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
- Повышенная познавательная активность.
- Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- Усложнение сюжетно-ролевой игры.
- Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Создавать условия для проявления познавательной активности
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
- Контролирующая функция речи.
- Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
- Появление элементов произвольности.
- Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 5 годам (критерии результативности)
Восприятие
Эмоциональных состояний
|
Радость, грусть, гнев, удивление, испуг
|
Узнавание, называние, соотнесение
|
Звука
|
Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка
|
Узнавание, описание (громкий – тихий, низкий – высокий, звонкий – глухой), подражание
|
Запаха
|
Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный
|
Узнавание, описание (слабый – резкий, приятный – неприятный, сладкий)
|
Вкуса
|
Сладкий, горький, кислый, соленый
|
Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как…)
|
Свойства предметов
|
Тяжелый – легкий, жесткий – мягкий, шершавый – гладкий, прозрачный – непрозрачный, горячий – холодный, светлый – темный, сухой – мокрый.
По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.)
|
Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание
|
Пространства
|
Высоко – низко, слева – справа, впереди - сзади
|
Определение места нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте
|
Времени
|
Утро, вечер, день, ночь.
Вчера, сегодня, завтра
|
Соотнесение события со временем его происшествия
|
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем — 4–5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4–5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15–20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
на основе изученных свойств;
по материалу;
по эмоциональному состоянию;
времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
по цвету — 4 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в учебной ситуации. |