Суббота, 23.11.2024, 12:22Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
МАДОУ детский сад компенсирующего вида № 34

станицы Ленинградской Краснодарского края
Меню сайта

Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 81

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка » Страница логопеда

Факторы, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений

 Факторы, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений

Нарушения речи возникают под влиянием различных факторов.

Речь по тем или иным причинам может задерживаться на любом этапе ее развития. В этом случае ребенок позже начинает произносить слова, словарный запас не соот­ветствует возрастной норме, фразовая речь развивается с опозданием, наблюдаются недостатки звукопроизношения.

Задержка развития речи детей должка вызывать у ро­дителей тревогу уже тогда, когда запаздывает появление гуления, лепета или первых слов. Соответственно, чем раньше будет выявлена задержка речевое: развития, тем раньше ребенку будет оказана квалифицированная помощь.

Отклонения от возрастной нормы развития речи опреде­ляются воздействием на организм вредоносных факторов.

В появлении речевых расстройств большую роль играют социальные условия и органические факторы. Различные вредности, действующие в пренатальный или натальный периоды, приводят к нарушениям функционирования ЦНС.

При внутриутробных поражениях головного мозга от­мечаются наиболее тяжелые речевые нарушения. Рас­стройства речи могут возникать и в результате воздействия различных неблагоприятных факторов после рождения. Их структура будет зависеть от времени воздействия, вред­ности и локализации поражения мозга.

Наследственные факторы мо­гут играть ведущую роль в воз­никновении «вторичных» рече­вых нарушений. Функциональные причины приводят к нарушениям фоне­матического слуха и артикуля­ционной моторики.

Социально-психологические факторы связаны с неправиль­ным воспитательным подходом к ребенку в отношении речи (от­сутствие эмоционально-положи­тельного окружения; культивиро­вание взрослыми неправильного произношения у детей — «сюсю­кание»; перегрузка речи сложным речевым материалом, не соответ­ствующим возрасту и развитию ребенка; недостаток внимания к речи ребенка или излишняя тре­бовательность к ней; многоязычие в семье и др.). Роль речевого окружения очень велика, и его недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи. Речь развивается по подража­нию, поэтому в основе некоторых ее нарушений (нечеткость произ­ношения, заикание, нарушения темпа речи и др.) лежит эффект подражания.

  • речевого развития часто возникают при различных психических травмах (испуг, пере­живания в связи с разлукой с близ­кими, длительная психотравмиру­ющая ситуация в семье.

Итак, высокий процент рече­вого недоразвития объясняется:

— неблагоприятными фактора­ми, воздействующими во вну­триутробном периоде разви­тия, в момент родов и после рождения: осложнение бере­менности токсикозом на позд­нем сроке; возраст матери при наступлении беременности; угроза прерывания беремен­ности; ослабленная родовая деятельность и стимуляция во время родов; родоразрешение при помощи кесарева сече­ния; резус-конфликт матери и плода; гипоксия, асфиксии и травмы во время родов; мало­весные дети;

— общей физической ослабленностью детей вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;

— наличием неблагополучной социальной ситуации: ухуд­шение социальных условий, в которых находятся дети (не­полные семьи, уровень образо­вания, большая загруженность на производстве родителей и т.п.).

Все это приводит к тому, что дошкольники не получают в се­мье необходимого воспитания и речевого развития.

Выявлены уровни речевого развития детей.

Высокий уровень речевого раз­вития

Дети:

— выполняют предложенные задания самостоятельно, без помощи взрослого;

— точно понимают обращенную к ним речь;

— выполняют задание соответ­ственно инструкции;

— знают функциональное назна­чение предметов, изображен­ных на картинках;

— понимают простые предлоги; — могут определить по картин­ке, где изображен один пред­мет, а где несколько;

обладают высоким уровнем сформированности фонема­тического слуха;

—имеют хорошо развитые гла­гольный и предметный слова­ри;

—знают основные цвета и опре­деляют признаки предмета (большой — маленький);

—достаточно точно произносят слова различной слоговой структуры;

—умеют отвечать на вопросы полной фразой, грамматиче­ски правильно строят пред­ложения, самостоятельно рас­сказывают стихотворения.

Достаточный уровень раз­вития речи

Дети:

— при выполнении заданий иногда нуждаются в помощи взрослого (повтор заданий);

— обращенную речь понимают, задания выполняют точно, но требуется некоторое время на обдумывание словесной ин­струкции;

— недостаточно знают функци­ональное назначение предме­тов;

— предлоги понимают, но тре­буется повтор задания;

— могут определить, сколько предметов изображено на картинке «один — много», но не конкретизируют: «стул — стулья»;

— из 15 предметных картинок могут точно назвать 8—11;

— глаголы знают недостаточно хорошо, путают их; воспроизводят слова замед­ленно, даже послогово, но правильно;

— владеют активной речью на уровне простой фразы;

— отвечают простыми словами и фразами;

— стихотворение рассказывают сами, но с единичными под­сказками, иногда с многочис­ленными искажениями.

Средний уровень развития речи

Дети:

— нуждаются в постоянной помо­щи взрослого (многократные повторы задания, стимулиру­ющая помощь, одобрение);

— неточно воспроизводят слого­вые структуры, переставляя, заменяя, пропуская слоги, зву­ки;

— имеют недостаточно сфор­мированное фонематическое восприятие;

— затрудняются показать, где один, а где много предметов;

— владеют предметным слова­рем ниже возрастной нормы;

— часто применяют жесты;

— имеют недостаточно развитую активную речь — использу­ют отдельные слова, простые фразы;

— при рассказывании стихотво­рения самостоятельно только заканчивают предложения.

Низкий уровень развития речи

Дети:

— не выполняют больше поло­вины заданий, отказываются от выполнения при возника­ющих трудностях;

— не знают предлогов, не опре­деляют цвета;

— самостоятельно не могут рас­сказать стихотворение;

— говорят малопонятно, аграм­матично.

Таким образом, можно отме­тить: чем тяжелее патология, тем ниже уровень речевого развития детей.

Подготовила учитель-логопед Н.Г.Филимонова

Категория: Страница логопеда | Добавил: Администратор (27.11.2017) | Автор: Н.Г.Филимонова
Просмотров: 2842 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Карта зон риска

 


ПАМЯТКА

Памятка для родителей детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение дошкольного образования


Опрос

Анкетирование

Опрос

Оставить отзывы и поставить оценку детскому саду можно на сайте bus.gov.ru


Соц.Опрос

Просим Вас принять участие в опросе о качестве условий осуществления образователь-ной деятельности.


Вход на сайт

Поиск

Календарь

Праздники сегодня


Важные ссылки

Все права защищены © 2024
При использовании материалов сайта прямая ссылка на источник обязательна