Нарушения речи возникают под влиянием различных факторов.
Речь по тем или иным причинам может задерживаться на любом этапе ее развития. В этом случае ребенок позже начинает произносить слова, словарный запас не соответствует возрастной норме, фразовая речь развивается с опозданием, наблюдаются недостатки звукопроизношения.
Задержка развития речи детей должка вызывать у родителей тревогу уже тогда, когда запаздывает появление гуления, лепета или первых слов. Соответственно, чем раньше будет выявлена задержка речевое: развития, тем раньше ребенку будет оказана квалифицированная помощь.
Отклонения от возрастной нормы развития речи определяются воздействием на организм вредоносных факторов.
В появлении речевых расстройств большую роль играют социальные условия и органические факторы. Различные вредности, действующие в пренатальный или натальный периоды, приводят к нарушениям функционирования ЦНС.
При внутриутробных поражениях головного мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения. Расстройства речи могут возникать и в результате воздействия различных неблагоприятных факторов после рождения. Их структура будет зависеть от времени воздействия, вредности и локализации поражения мозга.
Наследственные факторы могут играть ведущую роль в возникновении «вторичных» речевых нарушений. Функциональные причины приводят к нарушениям фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Социально-психологические факторы связаны с неправильным воспитательным подходом к ребенку в отношении речи (отсутствие эмоционально-положительного окружения; культивирование взрослыми неправильного произношения у детей — «сюсюкание»; перегрузка речи сложным речевым материалом, не соответствующим возрасту и развитию ребенка; недостаток внимания к речи ребенка или излишняя требовательность к ней; многоязычие в семье и др.). Роль речевого окружения очень велика, и его недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи. Речь развивается по подражанию, поэтому в основе некоторых ее нарушений (нечеткость произношения, заикание, нарушения темпа речи и др.) лежит эффект подражания.
- речевого развития часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье.
Итак, высокий процент речевого недоразвития объясняется:
— неблагоприятными факторами, воздействующими во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения: осложнение беременности токсикозом на позднем сроке; возраст матери при наступлении беременности; угроза прерывания беременности; ослабленная родовая деятельность и стимуляция во время родов; родоразрешение при помощи кесарева сечения; резус-конфликт матери и плода; гипоксия, асфиксии и травмы во время родов; маловесные дети;
— общей физической ослабленностью детей вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
— наличием неблагополучной социальной ситуации: ухудшение социальных условий, в которых находятся дети (неполные семьи, уровень образования, большая загруженность на производстве родителей и т.п.).
Все это приводит к тому, что дошкольники не получают в семье необходимого воспитания и речевого развития.
Выявлены уровни речевого развития детей.
Высокий уровень речевого развития
Дети:
— выполняют предложенные задания самостоятельно, без помощи взрослого;
— точно понимают обращенную к ним речь;
— выполняют задание соответственно инструкции;
— знают функциональное назначение предметов, изображенных на картинках;
— понимают простые предлоги; — могут определить по картинке, где изображен один предмет, а где несколько;
обладают высоким уровнем сформированности фонематического слуха;
—имеют хорошо развитые глагольный и предметный словари;
—знают основные цвета и определяют признаки предмета (большой — маленький);
—достаточно точно произносят слова различной слоговой структуры;
—умеют отвечать на вопросы полной фразой, грамматически правильно строят предложения, самостоятельно рассказывают стихотворения.
Достаточный уровень развития речи
Дети:
— при выполнении заданий иногда нуждаются в помощи взрослого (повтор заданий);
— обращенную речь понимают, задания выполняют точно, но требуется некоторое время на обдумывание словесной инструкции;
— недостаточно знают функциональное назначение предметов;
— предлоги понимают, но требуется повтор задания;
— могут определить, сколько предметов изображено на картинке «один — много», но не конкретизируют: «стул — стулья»;
— из 15 предметных картинок могут точно назвать 8—11;
— глаголы знают недостаточно хорошо, путают их; воспроизводят слова замедленно, даже послогово, но правильно;
— владеют активной речью на уровне простой фразы;
— отвечают простыми словами и фразами;
— стихотворение рассказывают сами, но с единичными подсказками, иногда с многочисленными искажениями.
Средний уровень развития речи
Дети:
— нуждаются в постоянной помощи взрослого (многократные повторы задания, стимулирующая помощь, одобрение);
— неточно воспроизводят слоговые структуры, переставляя, заменяя, пропуская слоги, звуки;
— имеют недостаточно сформированное фонематическое восприятие;
— затрудняются показать, где один, а где много предметов;
— владеют предметным словарем ниже возрастной нормы;
— часто применяют жесты;
— имеют недостаточно развитую активную речь — используют отдельные слова, простые фразы;
— при рассказывании стихотворения самостоятельно только заканчивают предложения.
Низкий уровень развития речи
Дети:
— не выполняют больше половины заданий, отказываются от выполнения при возникающих трудностях;
— не знают предлогов, не определяют цвета;
— самостоятельно не могут рассказать стихотворение;
— говорят малопонятно, аграмматично.
Таким образом, можно отметить: чем тяжелее патология, тем ниже уровень речевого развития детей.
Подготовила учитель-логопед Н.Г.Филимонова