Суббота, 23.11.2024, 12:25Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
МАДОУ детский сад компенсирующего вида № 34

станицы Ленинградской Краснодарского края
Меню сайта

Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 81

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка » Страница логопеда

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Коммуникация — процесс становления и развития кон­тактов между людьми, возника­ющий в связи с потребностью совместной деятельности, вклю­чающий в себя обмен информа­цией. Она нужна для того, что­бы кому-то что-то сообщить, на кого-то повлиять, получить опыт. Коммуникация — не только слова и речь. Дополнительные жесты, символы облегчают коммуникацию, помогают взаимодействовать.

При коррекции речевых на­рушений нужно пытаться раз­вить устную речь, но это не всегда удается. Причины могут быть разными: тяжелые нару­шения речи, нарушения в ин­теллектуальной сфере, позднее начало коррекционной работы с ребенком, аутизм. В этих случа­ях можно предоставить ребенку возможность использовать аль­тернативные средства коммуни­кации: жесты, картинки, фото­графии, письменную речь.

У детей с аутизмом нужно раз­вивать и понимание устной (об­ращенной) речи (инструкций), расширять словарь.

Обучение пониманию устной речи и использованию альтерна­тивной коммуникации включает несколько этапов.

1-й этап — обучение понима­нию речи

На данном этапе используют­ся следующие приемы и задания.

• Стимулирование реакции ребенка на собственное имя. Педагог обращается к ребенку по имени, повторяет его громко несколько раз. Когда воспитан­ник отреагирует и посмотрит на педагога, нужно похвалить его. Педагог рукой ребенка показы­вает на себя и говорит: «Посмо- три на меня». Если воспитанник реагирует, можно аккуратно по­вернуть его к себе, тихонько при­коснуться к его щекам.

• Формирование навыка по­нимания и выполнения инструк­ции «Стоп».

Педагог берет ребенка за руку и идет с ним по комнате. Потом громко произносит: «Стоп» — и останавливается. Если ребенок остановился, нужно его похва­лить. Затем можно организовать игру: раскладывать предметы, манипулировать с ними. По­том нужно громко произнести: «Стоп». Если ребенок не прекра­тил действий, надо мягко взять ребенка за руку, за плечи, чтобы он понял: надо остановиться.

• Формирование умения да­вать знакомые предметы по ин­струкции «Дай». Во время игры нужно предложить ребенку дать предмет педагогу. Это может быть какая-нибудь игрушка, зна­комая воспитаннику.

2-й этап — обучение нерече­вым способам коммуникации

Для ребенка с аутизмом выра­жение собственных потребностей проблематично. Часто желание что-то высказать сопровождает­ся вспышками ярости, агрессией, направленной на взрослого, или

ребенок с аутизмом использует руку взрослого для того, чтобы достать полученный предмет * например: берет руку взрослого и показывает ею на мяч, который лежит на шкафу). Важно научить воспитанника пользоваться ука­зательным жестом. Это первый шаг к формированию потребно­стей ребенка.

Неречевые способы комму­никации включают следующие задания:

— привлечение внимания к пе­дагогу (посмотри на меня);

обучение жестам: указатель­ному (прием совместных дей­ствий), приветствия, прощания.

3-й этап — использование карточек коммуникации

Использование карточек ком­муникации в качестве способа

коммуникации аутичного ре­бенка используется во многих странах. Можно использовать карточки со схематическим изо­бражением, фотографии реаль­ных изображений, символиче­ское изображение предметов (действий).

Данный этап направлен на соотнесение реального предме­та и карточки (например, кубик реальный и нарисованный). Ис­пользование этого метода спо­собствует формированию речи ребенка. Карточки подбираются по тематическому принципу: «Семья», «Дом», «Урок» и др.

Например, карточки на уроке облегчают понимание, что надо сделать, какие действия выпол­нить.

В качестве карточек можно использовать личный альбом ребенка, который стимулирует к пониманию речи. На первую страницу наклеивают фотогра­фию ребенка (рядом пишут бук­ву Л). На следующие страницы наклеивают фотографии близких людей (мамы, папы и др.), подпи­сывают их. Проводится обучение глобальному чтению.

С помощью карточек или фо­тографий можно составить рас­писание ребенка. Оно помогает сориентироваться и спланиро­вать свои действия.

Данный опыт используется и в других странах, например в шко­лах Франции. У каждого ученика есть свое расписание. На шкаф­чик прикрепляется фотография ученика, под ней на клейкой лен­те — карточки с изображением предметов, действий. Когда опре­деленное действие выполнено, карточка убирается в конверт.

Удобнее всего составлять рас­писание, последовательно рас­кладывая фотографии на столе или закрепляя их клейкой лентой к основе (картон, альбом и т.д.). Они должны символизировать разные виды деятельности (на­пример: кубик — игра, тарел­ка — еда и др.), на фотографии должен быть один предмет. При этом необходимо использовать следующий алгоритм:

— составить план занятия с ре­бенком;

— подобрать фотографии (кар­точки) с изображением пред­метов, символизирующих ви­ды деятельности;

— вместе с ребенком расклады­вать фотографии в определен­ной последовательности;

— выполнять задание последо­вательно согласно расписа­нию;

— убирать соответствующую фотографию после выпол­нения каждого задания. Это необходимо, чтобы ребенок понял: данное действие за­вершено;

— проговаривать все действия. Это необходимо для расши­рения понимания новых слов, инструкций.

Альтернативную коммуни­кацию можно использовать по­стоянно или применять, как вре­менную помощь в зависимости от особенностей ребенка. Это эффективный способ формиро­вания вербальной (экспрессив­ной) речи.

 

Подготовила учитель-логопед Н.Г.Филимонова

Категория: Страница логопеда | Добавил: Администратор (27.11.2017) | Автор: Н.Г.Филимонова
Просмотров: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Карта зон риска

 


ПАМЯТКА

Памятка для родителей детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение дошкольного образования


Опрос

Анкетирование

Опрос

Оставить отзывы и поставить оценку детскому саду можно на сайте bus.gov.ru


Соц.Опрос

Просим Вас принять участие в опросе о качестве условий осуществления образователь-ной деятельности.


Вход на сайт

Поиск

Календарь

Праздники сегодня


Важные ссылки

Все права защищены © 2024
При использовании материалов сайта прямая ссылка на источник обязательна