Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом
Коммуникация — процесс становления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией. Она нужна для того, чтобы кому-то что-то сообщить, на кого-то повлиять, получить опыт. Коммуникация — не только слова и речь. Дополнительные жесты, символы облегчают коммуникацию, помогают взаимодействовать.
При коррекции речевых нарушений нужно пытаться развить устную речь, но это не всегда удается. Причины могут быть разными: тяжелые нарушения речи, нарушения в интеллектуальной сфере, позднее начало коррекционной работы с ребенком, аутизм. В этих случаях можно предоставить ребенку возможность использовать альтернативные средства коммуникации: жесты, картинки, фотографии, письменную речь.
У детей с аутизмом нужно развивать и понимание устной (обращенной) речи (инструкций), расширять словарь.
Обучение пониманию устной речи и использованию альтернативной коммуникации включает несколько этапов.
1-й этап — обучение пониманию речи
На данном этапе используются следующие приемы и задания.
• Стимулирование реакции ребенка на собственное имя. Педагог обращается к ребенку по имени, повторяет его громко несколько раз. Когда воспитанник отреагирует и посмотрит на педагога, нужно похвалить его. Педагог рукой ребенка показывает на себя и говорит: «Посмо- три на меня». Если воспитанник реагирует, можно аккуратно повернуть его к себе, тихонько прикоснуться к его щекам.
• Формирование навыка понимания и выполнения инструкции «Стоп».
Педагог берет ребенка за руку и идет с ним по комнате. Потом громко произносит: «Стоп» — и останавливается. Если ребенок остановился, нужно его похвалить. Затем можно организовать игру: раскладывать предметы, манипулировать с ними. Потом нужно громко произнести: «Стоп». Если ребенок не прекратил действий, надо мягко взять ребенка за руку, за плечи, чтобы он понял: надо остановиться.
• Формирование умения давать знакомые предметы по инструкции «Дай». Во время игры нужно предложить ребенку дать предмет педагогу. Это может быть какая-нибудь игрушка, знакомая воспитаннику.
2-й этап — обучение неречевым способам коммуникации
Для ребенка с аутизмом выражение собственных потребностей проблематично. Часто желание что-то высказать сопровождается вспышками ярости, агрессией, направленной на взрослого, или
ребенок с аутизмом использует руку взрослого для того, чтобы достать полученный предмет * например: берет руку взрослого и показывает ею на мяч, который лежит на шкафу). Важно научить воспитанника пользоваться указательным жестом. Это первый шаг к формированию потребностей ребенка.
Неречевые способы коммуникации включают следующие задания:
— привлечение внимания к педагогу (посмотри на меня);
обучение жестам: указательному (прием совместных действий), приветствия, прощания.
3-й этап — использование карточек коммуникации
Использование карточек коммуникации в качестве способа
коммуникации аутичного ребенка используется во многих странах. Можно использовать карточки со схематическим изображением, фотографии реальных изображений, символическое изображение предметов (действий).
Данный этап направлен на соотнесение реального предмета и карточки (например, кубик реальный и нарисованный). Использование этого метода способствует формированию речи ребенка. Карточки подбираются по тематическому принципу: «Семья», «Дом», «Урок» и др.
Например, карточки на уроке облегчают понимание, что надо сделать, какие действия выполнить.
В качестве карточек можно использовать личный альбом ребенка, который стимулирует к пониманию речи. На первую страницу наклеивают фотографию ребенка (рядом пишут букву Л). На следующие страницы наклеивают фотографии близких людей (мамы, папы и др.), подписывают их. Проводится обучение глобальному чтению.
С помощью карточек или фотографий можно составить расписание ребенка. Оно помогает сориентироваться и спланировать свои действия.
Данный опыт используется и в других странах, например в школах Франции. У каждого ученика есть свое расписание. На шкафчик прикрепляется фотография ученика, под ней на клейкой ленте — карточки с изображением предметов, действий. Когда определенное действие выполнено, карточка убирается в конверт.
Удобнее всего составлять расписание, последовательно раскладывая фотографии на столе или закрепляя их клейкой лентой к основе (картон, альбом и т.д.). Они должны символизировать разные виды деятельности (например: кубик — игра, тарелка — еда и др.), на фотографии должен быть один предмет. При этом необходимо использовать следующий алгоритм:
— составить план занятия с ребенком;
— подобрать фотографии (карточки) с изображением предметов, символизирующих виды деятельности;
— вместе с ребенком раскладывать фотографии в определенной последовательности;
— выполнять задание последовательно согласно расписанию;
— убирать соответствующую фотографию после выполнения каждого задания. Это необходимо, чтобы ребенок понял: данное действие завершено;
— проговаривать все действия. Это необходимо для расширения понимания новых слов, инструкций.
Альтернативную коммуникацию можно использовать постоянно или применять, как временную помощь в зависимости от особенностей ребенка. Это эффективный способ формирования вербальной (экспрессивной) речи.
Подготовила учитель-логопед Н.Г.Филимонова |