Суббота, 23.11.2024, 12:25Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
МАДОУ детский сад компенсирующего вида № 34

станицы Ленинградской Краснодарского края
Меню сайта

Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 81

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методическая копилка » Страница логопеда

ИГРОТРЕНИНГ

Мини-лекция для родителей.
Коррекционно-развивающие игры в практической работе учителя-логопеда

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Для этого в нашей работе мы используем традиционные и нетрадиционные методы:
анкетирование,
консультации,
приглашения на открытые мероприятия, праздники.
Систематические задания воспитанникам на дом. Через индивидуальные тетради детей вы получаете информацию о том, чем занимался ребенок, с каким новым материалом он познакомился, что у него получилось, а какое задание вызвало затруднения.
Использование тетради взаимосвязи с родителями позволяет нам,логопедам, дать рекомендации и предложения для вас, н-р: сходить восенний парк, собрать красивые листья и узнать с какою они дерева, посетить зоопарк и рассмотреть повадки диких зверей, познакомиться с детёнышами, понаблюдать, как «мамы» ухаживают за своими малышами, провести выходной день в центре города и запомнить самые достопримечательные места: музеи, театры, дворцы, площади, храмы и др.
Игротренинги. Учитывая, что не все родители обладают педагогическим даром, терпением, особенно, если у ребенка не всё получается, мы видим необходимость в организации для вас практических занятий в форме занимательных игр и упражнений. Они помогут вам разнообразить и сделать занимательными домашние задания, получить удовольствие от общения с детьми во время игры.
Речевое развитие ребёнка является одним из основных показателей его готовности к обучению в школе. Особенно это касается детей с речевой патологией. Правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте особенно важно, так как письменная речь формируется на основе устной. Недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости ребёнка.
Бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения являются для нас коррекционно-развивающие игры и упражнения. Занимательный игровой материал делает наши занятия увлекательными, веселыми, высокоэффективными.
Коррекционно-развивающие упражнения максимально насыщенны автоматизируемым звуком, многие из них основаны на рифмованных миниатюрах. Большое количество опорных картинок облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятие наглядным и интересным.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения помогают в игровой форме:
— привлечь внимание ребёнка к звучанию слова;
автоматизировать поставленный ребёнку звук на материале слов, словосочетаний и предложений;
совершенствовать грамматический строй речи;
активизировать и пополнить пассивный и активный словарь;
учить ребёнка выделять начальные и конечные звуки в словах-картинках и составлять из них цепочки слов;
— определять место автоматизируемого звука в словах-картинках и соотносить их с соответствующими графическими схемами (таблицами-домиками);
учить ребенка составлять слова из начальных (или конечных) звуков предъявляемых слов-картинок и анализировать их звуковой состав;
дифференцировать звуки.
Комплексный характер предлагаемых игр позволяет в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза,
 воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.
С помощью комплексных игр и развивающих упражнений не только логопед и воспитатели, но и родители, не имеющие специальной подготовки, так же могут овладеть методами и приемами коррекции произношения.
Таким образом, коррекционно-развивающие игры и упражнения — это один из наиболее продуктивных видов коррекционной деятельности, представляющий собой оригинальную психо-речевую гимнастику.
Методические рекомендации.
Для достижения наилучшего результата при работе с коррекционно-развивающими играми и упражнениями желательно придерживаться следующих рекомендаций:
занятия проводить как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей;
занятия нужно проводить ежедневно или через день;
при произнесении слов следует слегка утрировать (выделять) закрепляемый звук;
важно, чтобы ребенок, проговаривая текст, пальчиком в такт рифмовке показывал соответствующую картинку (подключение тактильного анализатора способствует лучшему запоминанию);
для закрепления звука желательно осуществлять речевую зарядку, называя каждую картинку три раза подряд;
когда ребенок хорошо запомнил текст, можно выполнять упражнения без опоры на картинки в ускоренном темпе.

Проводится игротренинг педагогом-психологом и учителем логопедом для родителей.
(Материалы игротренинга прилагаются).
Вывод.
Таким образом, использование подобных игр и игровых упражнений дает большие возможности для психо-речевой компенсации детей с речевойнедостаточностью, а именно:
быстрее автоматизируются звуки в спонтанной речи;
успешно развивается речевая сноровка;
обеспечивается психологический комфорт во время занятий;
дети запоминают большое количество речевого материала, в котором успешно закрепляются исправленные звуки речи;
активизируются и восстанавливаются высшие психические функции (память, внимание, восприятие, мышление).

Артикуляционная разминка
В небе солнышко сияло, Море безмятежно спало. (Длительно удерживать широкий язык неподвижным на нижней губе). Но поднялся ветер вдруг, И все ожило вокруг!(Производить резкие ритмичные выдохи на кончик языка). Волны в берег биться стали, Расплескались, заиграли. (Быстро шлепать по верхней губе широким кончиком языка вперед-назад.) Ввысь вздымается волна, Вся дрожит, рычит она. (Слегка прижать широкий кончик языка к верхней губе и резко подуть, вызывая вибрацию.) Может, это Водяной Крутит палкой под волной? (Быстро водить зондом под кончиком языка из стороны в сторону, произнося при этом: «Жжж»). Может, Черномор на дне Так готовится к войне? (Имитировать звучание автоматной очереди: воспроизвести звукосочетание ТРРРРР.) Может быть, Конек морской Вскачь пустился под водой?(Поцокать языком.) Стой, Конек, остановись! Шторм на море, прекратись!(Воспроизвести звукосочетание ТПРРР.) Плавал по морю Словарь Без разрешения,Потерпел Словарик Словарекрушение! Плещутся слова везде, Словно стая рыб в воде. Ты — веселый рыбачок, Их поймаешь на крючок, — говорит логопед первому игроку и дает ему картонный крючок с насаженной на него карточкой со слогом «ар». Второйи третий игроки получают крючки со слогами «ор» и «ра».
Ловись, рифма, большая и маленькая! Ход игры. На столе разложены картинки:шар, пар, самовар, комар, топор, светофор, вор, помидор, гора, нора, дыра, игра.Дети поочередно трижды повторяют свой слог и по картинкам подбирают подходящие слова в рифму, например: Ор-ор-ор, у меня — топор! Ра-ра-ра, у меня — нора! В тех случаях, когда игрок не находит рифмующееся слово или произносит его неправильно, он пропускает ход:
Как споткнется язычок, Отрывается крючок!
Примечание. Если целью занятия является дифференциация оппозиционных звуков Р и Л, то дополнительно следует предложить детям слоги «ол» и «ла», а также добавить картинки: пила, юла, стрела, пчела, вол, стол, пол,кол (картинки к словам со звуком Л — в пособии «Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль»). Целесообразно изменить и тексты чистоговорок: Ар-ар-ар, ловись, комар! Ла-ла-ла, ловись, стрела!
Веришь — не веришь?
Первый вариант игры
Два игрока садятся за стол лицом друг к другу. На столе лежит четное количествокартинок, иллюстрирующих слова со звуками Р и Рь. Первый игрок берет каждой рукой по одной картинке и, спрятав их за спину, перекладывает картинки из руки в руку. Затем он говорит, например:
— В правой руке у меня роза, а в левой — рысь. Веришь — не веришь?
Второй игрок отвечает:
— Верю, что роза у тебя в правой руке, а рысь — в левой руке.
Если он ошибается — обе картинки возвращаются на стол. Если же ответ верен, угадавший игрок забирает картинки себе. Затем участники игры меняются ролями. Так разыгрываются все картинки. Выигрывает тот, у кого к окончанию игры картинок окажется больше.
Второй вариант игры
Если дети путают правую и левую руки, можно положить на стол два бумажных квадрата (или круга) красного и черного цвета и накладывать на них перевернутые картинки. В этом случае вопросы будут звучать примерно так:
— На красном квадрате — рыба, а на черном — ракета. Веришь — не веришь?
Вершки и корешки

В игре принимают участие двое детей. В центре стола лежат перевернутые картинки.
Первый игрок, не переворачивая, берет одну картинку и обращается к своему сопернику со словами: «Выбирай, тебе вершок или корешок?» Соперник делает выбор, например, «вершок».
Если вершок растения, изображенного на картинке первого игрока, съедобен, картинка достается сопернику, а если несъедобен — остается у первого игрока. Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, у кого самый богатый «урожай».
Подготовить к игре картинки: горох, огурец, помидор, морковь, картошка, петрушка, репа, редька, редис, перец, арбуз, груша, виноград, смородина, крыжовник, рыжики.
Слова с начинкой
На столе раскладываются картинки: роза, рак, рот, ручка, рама, рожки, сыр, трон, тройка, кран, град. пар. шар. вор.
Логопед называет длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова, проиллюстрированные картинками. Например, он говорит слово «дРАКон». Дети быстро произносят короткое слово «РАК» и ставят свои указательные пальчики на соответствующую картинку. Самый сообразительный и ловкий игрок (или все угадавшие) получает призовую фишку (счетную палочку, например). Побеждает обладатель наибольшего количества призовых фишек.
Логопед может предложить детям следующие слова: эКРАН, оГРАДа, паТРОН. угРОЗА, дРАКа, кРОТ, белоРУЧКА, дВОРник, но-восТРОЙКА, ПАРус, ШАРфик, разгоВОР, РАКовина, ПАРта, доРОЖКИ, ГРАДусник, наПАРник, баРАК, пРОЗА, наобоРОТ, СЫ-Рой, коРОТкий, повоРОТ, СЫРник, ПАРтия, паноРАМА, проВОРный, дРАМА, ВОРон, мРАК, наГРАДа и т. д.
Примечание
Игроки, услышавшие в длинных словах короткие слова, которых нет среди названий картинок (не только «повоРОТ», но и «поВОРОТ», не только«ГРАДусник», но и «ГРАДУСник» и т. д.), получают дополнительные призовые фишки.
Для автоматизации мягкого звука Рь в словах можно использовать картинки:крест, рейка, речка, репка, стрелка, три. В таком случае детям для анализа можно предложить следующие слова: батаРЕЙКА, гРЕЧКА, оКРЕСТности, виТРИна, телогРЕЙКА, кРЕПКАя, переСТРЕЛКА, ТРИбуна, канаРЕЙКА, скРЕПКА,сТРИжка (или СТРИЖка — дополнительная фишка) и т. д.
Затем можно провести второй, более сложный тур. Для этого логопеду нужно убрать картинки со стола и выкладывать их по одной, предлагая участникам игры «прятать» короткие слова в длинные. Например, логопед показывает картинку и называет слово «РОЗЫ». Игроки придумывают слова: «гРОЗЫ», «угРОЗЫ», «моРОЗЫ» — и за каждое слово получают призовую фишку. Победителем становится игрок, набравший наибольшее количество фишек.
Рифмы
К игре нужно подготовить две стопки парных картинок. Названия картинок первой стопки рифмуются с названиями картинок второй стопки. Первая стопка лежит в центре стола рисунками вниз. Остальные картинки к парным рифмующимся словам разложены рисунками вверх по всему столу. Игроки поочередно берут из стопки по одной картинке, называют ее и подбирают рифмусреди названий картинок, лежащих на столе. Если пара не найдена, картинка возвращается в низ стопки. Если же игроку удается подобрать парную картинку, иллюстрирующую рифмующееся слово, он забирает себе обе эти картинки. Затем в игру вступает следующий участник. Побеждает тот, кто наберет наибольшее количество картинок.
Некоторые варианты пар картинок (одна из которых кладется в первую стопку, а другая — во вторую): трава - дрова, ведро - метро, ворона - корона, шар - пар, петрушка - ватрушка, кружка - ракушка, рот - крот, нора - гора, игра - дыра, град - виноград, вор - топор, кормушка - Петрушка, комар - самовар, светофор - помидор и т. д.
Классическое лото
Перед началом игры каждому из игроков логопед дает задание собрать либо 6 овощей, либо 6 зверей, либо 6 птиц и т. п. Для удобства игрокам можно раздать листы бумаги или картона с шестью пустыми клеточками, на которые в ходе игры они будут накладывать свои картинки. Логопед перетасовывает картинки и, показывая их по одной, спрашивает, например: «Кому рысь?»
В ответах детей обязательно должно звучать ключевое слово, например: «Мне — рысь».
Побеждает игрок, первым собравший 6 картинок заданной тематической группы.По окончании игры логопед собирает все картинки и предлагает детям вспомнить, каких зверей, птиц, какие овощи, посуду или одежду они собрали.
Подготовить к игре картинки
Звери: рысь, крот, тигр, зебра, носорог, кенгуру.
Птицы: ворона, сорока, воробей, грач, дрозд, страус.
Овощи: помидор, огурцы, горох, морковь, картошка, петрушка.
Одежда: рубашка, куртка, фартук, сарафан, шарф, рукавица.
Посуда: кружка, сковорода, самовар, ведро, мясорубка, терка.

Сюжетное лото
Первый тур
В игре принимают участие не более трех детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Логопед показывает картинки и называет их, например: «Кому рыбака?» или «Чей сыр?»
Дети поочередно отвечают логопеду, обязательно повторяя ключевое слово: «Мне рыбака», «Мой сыр».
При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука Р, второй игрок — слова со звуком Р в середине, а третий игрок — со звуком Р в конце.
Второй тур
Картинки для каждого из участников игры логопед подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:
звук Р в начале слов — ручей, рыбак, рак, ракушка, рыба;
звук Р в середине слов — крот, огород, картошка, морковка, нора;
звук Р в конце слов — комар, самовар, пар, сахар, сыр.
Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.
Примечание
Можно дифференцировать слова не по позиции звука Р в слове, а по количеству слогов: первый игрок выбирает слова односложные, второй — из двух слогов, а третий — из трех слогов.
Логическое лото
Для игры потребуются 2 стопки карточек. Названия картинок первой стопки составляют тематические пары с названиями картинок второй стопки. 18 карточек первой стопки поровну делятся между участниками игры.
Первый тур. Каждый игрок раскладывает полученные картинки в ряд перед собой. Логопед перетасовывает картинки второй стопки и начинает игру, например:
Кому струны ?
Мне струны, потому что у меня есть гитара, — отвечает один из игроков и накладывает «струны» на «гитару».
Кому раму ?
 Мне раму, потому что у меня портрет.
Подготовить к игре картинки
1 стопка 2 стопка
гитара струны
крыша труба
рубашка карман
рыба рыбак
Дед Мороз Снегурочка
кормушка крошки
царь корона
ведро крышка
рукавица рукавица
рыжики корзина
дорога светофор
авторучка тетрадь
портрет рама
нора крот
дрова топор
корова рога
муравейник муравей
терка морковка
Второй тур
К концу первого тура каждый участник игры закрывает все имеющиеся у него картинки парными картинками второй стопки. Логопед поочередно предлагает каждому игроку восстановить в памяти логические связи и назвать нижние картинки.
Антилогическое лото
Можно воспользоваться картинками, рекомендованными для «Логического лото».Логопед поровну делит между игроками картинки первой стопки. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй стопки логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. Дети, не глядя на картинки, накладывают их на свои карточки, а затем поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, на «гитаре» оказалась карточка с изображением кармана. Логопед задает вопрос:
— Зачем гитаре карман ?
Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и за каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко.
—Зачем авторучке рога ?
Зачем рыбе светофор?
Зачем корове тетрадь ?
Звукоед ( По мотивам старинной игры «Я садовником родился»)
Перед каждым игроком лежит по три картинки к словам со звуком Р. Эти картинки хорошо видны всем участникам игры. Логопед начинает игру:
Я — зубастый Звукоед, от меня немало бед!
Я назло всем вам съем со звуком Р слова,
Все, кроме...
Логопед называет одну из картинок, лежащих перед кем-либо из детей. Игрок, которому принадлежит названная картинка, кричит: «ОЙ!»
Логопед: «Что с тобой?»
Игрок: «Я дружу».
Логопед: «С кем?»
Игрок называет любую картинку, кроме тех, которые находятся перед ним, и играпродолжается. При этом все вопросы задает логопед, а дети только отвечают. Если кто-либо из игроков вовремя не отзывается, он лишается названной картинки. Постепенно темп игры ускоряется. Побеждает тот, у кого остается последняя картинка.
Микрозагадки
Ha столе разложено множество картинок к словам со звуком Р. Логопед называет какое-либо определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов, изображенных на картинках. Дети стараются как можно быстрее найти среди названий картинок подходящее к определению слово, четко произнести его и поставить свой указательный пальчик на соответствующую картинку. Тот, кому удастся сделать это раньше других, получает картинку с угаданным словом. Выигрывает обладатель наибольшего количества картинок.
Варианты микрозагадок
воздушный ... (шар) лисья ... (нора) сдобная ... (ватрушка) придорожная... (трава)водопроводный ... (кран) коровьи ... (рога) оконная... (рама) меховая ... (рукавица)ароматная ... (роза) драгоценный ... (рубин) морская ... (ракушка) червивые ...(рыжики) кипящий ... (самовар) подземное ... (метро) дверная ... (ручка)
Примечание
Игра усложнится, если включить в нее пары картинок, к которым можно подобрать одинаковые прилагательные разного рода, например: царский трон и царская корона, полосатый тигр и полосатая зебра.
Веселые сказочники
Логопед предлагает детям рассказать свои любимые сказки по-новому. Для тогочтобы сказки получались веселыми, логопед до начала занятия подбирает нужныекартинки к словам со звуком Р. Дети рассказывают сказку по цепочке, т. е. каждый свой фрагмент. Логопед по ходу сказки показывает одну за другой приготовленные картинки, в соответствии с которыми рассказчики меняют слова знакомого текста. Например, по мотивам русской народной сказки «Репка»: «Посадил... крот в огороде... самовар. Вырос самовар большой-пребольшой!" И т. п. Вместо традиционных персонажей этой сказки — бабки, внучки, Жучки, кошкии мышки — могут появиться носорог, робот, ворона, рак или червячок. Это неизменно вызывает улыбки детей и доставляет им удовольствие. В дальнейшем можно раскладывать много разных картинок на столе, чтобы дать детям возможность самостоятельно выбирать героев сказки.
Наиболее удобны для трансформации с целью автоматизировать звук Р в речисказки: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка». Замена большого количества действующих лиц в этих сказках дает возможность максимально насыщать тексты словами со звуком Р.
Базар, базар
На столе раскладываются картинки к словам со звуком Р.
Здесь товар на вкус любой,
Но так шумно: крик, галдеж...
Все кричат наперебой,
Ничего не разберешь!
Игрок-«покупатель» отворачивается, а в это время два игрока-«продавца» берут со стола по одной картинке и по сигналу логопеда одновременно произносят их названия, например «рубашка» и «ромашка». «Покупатель» должен понять и повторить оба слова. Если он справляется с заданием, то забирает картинки себе, а в игру вступает еще один «продавец». Теперь «покупателю» придется разобрать и повторить три одновременно произнесенных слова. Количество «продавцов» увеличивается до тех пор, пока «покупатель» не ошибется. Затем «покупателем» становится следующий участник игры. Выигрывает самый «богатый покупатель» — тот, кто наберет больше картинок
Вол и вор Игра на дифференциацию звука Р с оппозиционными звуками
Фонематическая разминка
Дети сидят вокруг стола. Каждый участник игры округляет свои руки и кладет их на стол так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались — это «загон для волов», ладони — «ворота загона». Счетные палочки — это «волы». Можно предложить детям закрыть глаза. Логопед, постукивая по столу, «ведет» счетную палочку вдоль «загонов». Каждый игрок в тот момент, когда топот раздается возле «ворот» его «загона», спрашивает: «Кто идет?» Логопед отвечает: «Вол» либо «Вор».
«Вола» игрок впускает, раскрыв свои «ворота» разведением в стороны ладоней, (счетная палочка остается в «загоне»). А перед «вором» «ворота» не открываются. Если же игрок по ошибке раскроет их, «вор» заберет всех собравшихся в этом «загоне» «волов».
Сначала логопед использует для сравнения только два слова — «вол» и «вор», затем усложняет задачу детей, пряча эти короткие слова в более длинные: ВОЛосы, ВОРот, ВОЛны, ВОРон, разгоВОР, проВОРный, стВОЛ. растВОР, ВОЛки, пригоВОР.
Игрок, собравший в своем «загоне» самое большое «стадо», начинает основную игру.
Первый вариант
На столе ровным квадратом (5x5) разложено 24 картинки, на одной из которых нарисован «вор». Место центральной картинки свободно — это «загон» для«вола». На всех остальных картинках могут быть: либо рисунки к словам только со звуком Р (если необходима автоматизация навыков произношения звука Р в словах);
либо рисунки к словам со звуками Р и Л, включая слова-паронимы, взятые из пособий «Звуки Л, Ль» и «Звуки Р, Рь» комплекта «Трудный звук, ты наш друг!» (если планируется работа по дифференциации этих звуков в речи ).
Ход игры
Играют четверо (или двое; детей, которые садятся с четырех (или с двух смежных) сторон стола. На любую угловую картинку ставится всего одна фишка — «вол».Для игры потребуется кубик. Цель игроков — загнать «вола» в «загон». Главное условие: игроки могут передвигать «вола» только по прямой в одном направлении — от себя и к себе. Если на кубике выпадает, предположим, «шестерка», а до края игрового поля остается меньшее количество картинок, «вол» поворачивает назад. А поскольку ходы передаются от одного игрока к другому, «вол» получает возможность двигаться то по вертикали (у первого и третьего игроков), то по горизонтали (у второго и четвертого игроков). Передвигая фишку, каждый участник игры должен четко называть все картинки, по которым проходит «вол».
Остановка на картинке с -вором- означает прекращение игры — «вор похитил вола». Победителем становится игрок, сумевший загнать «вола» в «загон», т. е. тот, у которого фишка остановится именно в «загоне».
Второй вариант Игровое поле можно выложить и картинками к словам, символизирующим различные артикуляционные и «пальчиковые» упражнения. Как только «вол» останавливается, участники игры выполняют упражнение, соответствующее данной картинке.
Для губ:
«Слон», «Слоненок» — вытягивание губ вперед;
«Клоун» — растягивание губ в улыбке;
«Волк» — оскал.
Для языка:
«Иголка», «Стрела» — вытягивание вперед узкого длинного языка;
«Лопатка» — широкий, плоский язык;
«Лодочка» — поднимание краев и кончика широкого языка вверх;
«Колышек» — упор твердым кончиком языка в основания верхних резцов;
«Лошадка» — цоканье;
«Балалайка» — быстрые движения зондом под кончиком языка при произнесении протяжного звука Ж;
«Колокольчик» — проведение зондом под кончиком языка во время произнесения звукосочетания «Дзззззынь» — (получается «Дрррррынь»):
«Молоток» — отработка опорного звука «Т-т-т...»;
«Дятел» — отработка опорного звука «Д-д-д...».
Для формирования направленной воздушной струи:
«Рама» (окошечко) — выдох через рот с округленными губами;
«Болото» — прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе слегка пошлепать пальцами по щекам так, чтобы послышался характерный хлюпающий звук;
«Трубочка» — выдох через свернутый в трубочку язык.
Изолированное произношение корректируемых звуков:
- Самолет— Л-л-л-л... - Тигр» — Р-р-р-р...
Картинки, на которых нарисованы «рот» и «ветер», дают право игроку, остановившему на одной из них «вола», самому выбрать любое артикуляционное(«рот») или дыхательное («ветер») упражнение.
Картинки с изображениями «ладошек» и «ручки» указывают на необходимость выполнения упражнений для пальцев рук.
Логопедические фокусы
Артикуляционная разминка
Цирк по улице идет,
Все стоят, разинув рот!
Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления.
Цирковое представленье
Нам поднимет настроенье!
Длительно удерживать губы, растянутыми в улыбке.
Мишка ходит по канату!
Он получит мед в награду.
Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка.
Выполнив удачный трюк,
Радостно поет индюк.
Производить быстрые движения по верхней губе широким кончиком языка вперед - назад.
На качели куры сели,
Вверх под купол полетели:
Вверх — вниз... Вверх — вниз.
Крепче, курочка, держись!
Ритмично поднимать и опускать кончик языка.
Две мартышки-акробатки
Ловко скачут на лошадке. Поцокать языком.
В медвежат из пулемета
Леопард стреляет ... медом!
Имитировать стрельбу: «Трррр».
Клоун Зайчик всех смешит:
Колокольчиком звенит,
Произносить: «Дзззззынь, дззззынь...»
Но поет, как балалайка,
Колокольчик тот у Зайки!
Быстро проводить под кончиком языка зондом (вместо «дзззынь» зазвучит«дрррынь»).
Артикуляционные фокусы
Колокольчик или балалайка?
Достаточно провести «волшебной палочкой» под кончиком языка, как песенка колокольчика «Дззззззынь» превращается в песенку балалайки «Дрррррррынь», Как же это происходит?
Предложите ребенку протяжно пропеть песенку колокольчика «Дзззззззынь», выделив голосом звук 3. Причем при произношении звука 3 кончик языка необходимо поднять к верхним резцам, зубы слегка разомкнуть и быстро поводить из стороны в сторону под кончиком языка «волшебной палочкой» (в качестве «волшебной палочки» могут быть использованы либо логопедический шариковый зонд, либо чисто вымытый указательный пальчик самого ребенка).

Дразнилка-1
Логопед предлагает ребенку повторить за ним двустишия, но предупреждает, что при произношении последнего слова на звуке 3 нужно будет поводить «волшебной палочкой» под кончиком языка и прислушаться, что получится:
Не найдете вы отгадку
На Алешкину загадку ... (рогатку).
Кто здесь? Ну-ка, угадай-ка!
С длинными ушами зайка ... (Райка).
Днем и ночью няньки, мамки
Сторожат принцессу в замке... (рамке).
Не скрывает бабушка улыбки,
Бережно качая внучку в зыбке... (рыбке).

Дразнилка-2
Логопед предлагает ребенку повторить за ним двустишия, но предупреждает, что при произношении последнего слова на звуке Ж нужно будет поводить «волшебной палочкой» под кончиком языка и прислушаться, что получится:
Испугалась, плачет внучка,
Укусила ее Жучка... (ручка).
Своим внукам баба Света
Вяжет теплые жакеты ... (ракеты).

Категория: Страница логопеда | Добавил: Администратор (14.11.2014)
Просмотров: 945 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Карта зон риска

 


ПАМЯТКА

Памятка для родителей детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР, по вопросам обеспечения права детей на получение дошкольного образования


Опрос

Анкетирование

Опрос

Оставить отзывы и поставить оценку детскому саду можно на сайте bus.gov.ru


Соц.Опрос

Просим Вас принять участие в опросе о качестве условий осуществления образователь-ной деятельности.


Вход на сайт

Поиск

Календарь

Праздники сегодня


Важные ссылки

Все права защищены © 2024
При использовании материалов сайта прямая ссылка на источник обязательна