Программное содержание:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнять представления детей о водных обитателях.
Расширять и активизировать словарь по теме.
Закреплять умения классифицировать водных обитателей.
Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных и прилагательных единственного числа.
Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
2. Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию зрительного внимания, зрительной памяти, логического мышления.
Развивать общую координацию, умение сочетать речь с движением.
3. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, потребность в общении с окружающими.
Оборудование: изображение морских просторов с обитателями моря; речных просторов с их обитателями.
Ход
I. Организационный момент
(Показ 1 слайда презентации)
Логопед: Ребята, когда я сегодня шла на работу, встретила Русалку. Она очень грустила, так как любит играть, но не с кем, вот и попросилась к вам в гости. Хотите с Русалкой поиграть?
(Ответы детей)
II. Знакомство с новой темой
Игра-презентация «Кто где живет?»
(Показ 2-5 слайда презентации изображение морских, речных, аквариумных просторов)
Логопед: Ребята, что изображено на слайде?
(Ответы детей)
Логопед: Что вы об этом знаете?
(Ответы детей)
Логопед: Ребята, посмотрите, что приготовила для нас Русалка. Кто может назвать что это?
(Показ 6 слайда презентации)
На экране появляются обитатели водоемов по одному, дети называют. (щука, акула, карась, гуппи, скалярия, дельфин и т.п.)
(Ответы детей)
Логопед: Русалка просит вас помочь расселить рыб в свои водоемы.
(Ответы детей)
Логопед: Друзья, поможете разобраться, какая рыба в каком водоеме обитает? Сможете?
(Ответы детей)
(Показ 7-21 слайд презентации)
Дети определяют какая рыба где обитает и называют их.
(Например, меченосец живет в аквариуме и т.п.)
Логопед: Замечательно.
(Ответы детей)
Игра-презентация «Назови части тела»
(Показ 22 слайда презентации)
Логопед: А кто знает, как называются части тела у рыб? Русалка будет показывать часть тела, а вы называть.
(Ответы детей)
Игра с мячом «Назови ласково»
Логопед: Я буду передавать вам мячи называть обитателей водоемов, а вы называть ласково.
(Ответы детей: маленькая звезда – малюсенькая звездочка, зубастая щука- зубастенькая щучка, зеленый рак-зелененький рачок, красивый дельфин-красивенький дельфиньчик)
Логопед: А кто знает, какое явление природы бывает на море?
(ответы детей)
Логопед: предлагаю вам устроить маленький ветерок.
Дыхательное упражнение «Морской ветер»
Дети делают глубокий вдох через нос, надувая живот (диафрагмальное дыхание). Задерживают дыхание, затем делают выдох через рот. (Повторить 2-3 раза)
Физминутка «Сом»
Сом задумался о том, Дети стоят, руки на подбородке, «думают».
Как построить в речке дом.Руки домиком над головой.
Как построить дом кирпичный Очерчивают руками квадрат,
И с окошком, и с трубой,треугольник.
Как построить дом отличный Шаг вперд, разводят руки в стороны,
Прямо в речке голубой.шаг назад
Сом не спит в глухую полночь, Присаживаются, кладут голову на руки
Ус в раздумье крутит сом-
Ктоб ему пришел на помощь Присаживаются, кладут голову на руки
И помог построить дом?
Потому что и сому Повороты вправо-влево
Очень трудно одному.
(В.Бояринов)
Логопед: Посмотрите, какие картинки еще нам принесла Русалка.
(Выставляются на панно предметные половинки - картинки «Водные обитатели»)
Логопед: Как вы думаете, что это?
Дети: Это рыбы.
Логопед: А чего не хватает у них?
Игра «Чей? Чья?»
Выставляются предметные половинки - картинки «Водные обитатели» по одной. Дети называют их.
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Чей? Чья?»
1-ый ребенок: это щука.
Логопед: хвост щуки чей хвост?
Дети: щучий хвост.
2-ой ребенок: это акула.
Логопед: зубы акулы, чьи зубы?
Дети: акульи зубы.
3-ий ребенок: это краб.
Логопед: клешни краба, чьи клешни?
Дети: крабовые клешни.
(Показ 23 слайда презентации)
Логопед: Молодцы. Ребята, посмотрите, что происходит, кто к нам приплыл?
Дети: золотая рыбка.
(Показ 24 слайда презентации)
Логопед: Русалка предлагает вам проследить взглядом, как движется золотая рыбка. Хотите?
(Ответы детей)
Гимнастика для глаз «Золотая рыбка»
Дети наблюдают за движением золотой рыбки на экране, фиксируя на ней взгляд.
Логопед: Ребята, получилось проследить за движением золотой рыбки? Никто не отстал? Молодцы! Вот глазки наши и отдохнули немного.
Логопед: А, вы хотите узнать, какая игра самая любимая у Русалки?
(Ответы детей)
Логопед: Самая любимая игра Русалки «Какие рыбки спрятались на картинке?» Хотите научиться в нее играть?
(Ответы детей)
Игра «Какие рыбки спрятались на картинке?»
(Показ 25 слайда презентации)
1-ый ребенок: щука.
2-ой ребенок: дельфин.
3-ий ребенок: сом.
(Показ 26 слайда презентации)
Русалка благодарит детей за интересные игры.
III. Рефлексивный итог
Логопед: Кто приходил к нам в гости? Что мы делали?
(Ответы детей)
Логопед: Вам понравилось с Русалкой играть? Почему?
(Ответы детей)
Логопед: Что было трудным? Почему?
(Ответы детей)
Логопед: Пригодятся ли вам ваши знания еще где-нибудь?
(Ответы детей)
Логопед: Что еще вы хотите узнать о водных обитателях? Как это можно сделать? Кто вам может помочь?
(Ответы детей)
Логопед: С кем вы хотите поделиться знаниями о водных обитателях?
(Ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями.
(Дифференцированная оценка деятельности каждого ребенка)
|