Программное содержание:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнить представления о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме;
-закреплять навык практического употребления существительных множественного числа в родительном падеже; закреплять употребление предлогов в, на, под;
- закрепить навык согласования притяжательных местоимений мой, моя с существительными;
- закрепить навык употребления прилагательных- антонимов.
2. Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию зрительного внимания, зрительной памяти, логического мышления.
- развивать общую координацию, умение сочетать речь с движением.
- развивать графо-моторные навыки.
3. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, потребность в общении с окружающими.
Оборудование: изображения зимующих птиц, изображения кормушки и елки, мяч, картинка-загадка.
Ход
- Организационный момент
Упражнение «Покажи и назови»
(Показ 1-го слайда-презентации)
Логопед: В гости сегодня к нам пришла девочка Таня. Просит помочь ей. Наступила зима и прилетело много разных птиц, но Таня не знает, как они называются. Поможем Тане? Хотите помочь ей? (Ответы детей)
II. Знакомство с новой темой
(Показ 2- го слайда презентации)
Логопед: Посмотрите, что изображено на слайде?
(Ответы детей)
Логопед: Что вы знаете о птицах?
(Ответы детей)
Логопед: Чем покрыто тело птицы?
(Ответы детей)
Логопед: А кто знает, кто они все вместе?
(Ответы детей)
Логопед: Почему их называют зимующие птицы?
(Ответы детей: потому что они остаются зимовать на Родине)
Логопед: Поможете разобраться, как называется птица и какая она? Сможете? (Ответы детей)
Игра-презентация «Какой? Какая?»
(Показ 3-го слайда презентации)
На экране появляются птицы по одной, дети называют их.
Дети: Это воробей. Он маленький. И т.д.
Логопед: Скажите, пожалуйста, почему зимующие птицы не улетают вместе с перелетными птицами?
Дети: потому что могут найти себе корм.
Игра-презентация «Накорми птиц»
(Показ 4-го слайда-презентации)
Логопед: чем питаются птицы зимой? Поможем Тане накормить птиц?
(Ответы детей: мышей ест сова; ягоды рябины ест снегирь; крошки, семечки, корки хлеба ест воробей; зерна, личинки насекомых ест сорока; остатки пищи ест ворона; несоленое сало ест синица)
Игра-презентация «Куда села птичка?»
Логопед: Ребята, посмотрите, что приготовила для нас девочка Таня. Кто может назвать что это? (Ответы детей)
(Показ 5-го слайда презентации)
На экране появляется изображение кормушки и дерева. На слайде появляются птицы по одной.
Логопед: Птицам холодно и голодно зимой. Девочка Таня насыпала им в кормушку корм. Птицы очень обрадовались и стали прилетать. Посмотрите, кто прилетел поклевать зернышки! Скажите, куда села птичка?
Дети: Ворона села под кормушку, воробей сел в кормушку, дятел сел на дерево, сорока села на ветку и т.д.
Логопед: А почему ветви у дерева колышутся? (Ответы детей)
Дыхательное упражнение «Ветерок»
Дети делают глубокий вдох через нос, надувая живот (диафрагмальное дыхание). Задерживают дыхание, затем делают выдох через рот.
(Повторить 2-3 раза)
Физминутка «Птицы»
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
|
Дети бегут на месте.
Останавливаются, смотрят вправо-влево.
|
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
|
Взмахи руками.
Присаживаются на корточки.
|
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
(А.Прокофьев)
|
Пощипывают правой рукой левую ладошку.
|
Логопед: посмотрите, какие картинки-фотографии нам принесла Таня и предлагает поиграть в игру «Мой. Моя».
(Выставляются на панно предметные картинки-фотографии «Зимующие птицы». Дети подходят по одному берут и называют их.)
Игра «Мой. Моя»
1-ый ребенок: это моя ворона.
Логопед: чья эта птичка?
2-ой ребенок: это моя синица.
Логопед: чья эта птичка?
3-ий ребенок: это мой клест.
Логопед: чья эта птичка?
4-ый ребенок: это мой снегирь.
5-ый ребенок: это мой грач.
(Показ 8-го слайда презентации)
Логопед: Молодцы. Ребята, Таня предлагает проследить за полетом снегиря. Хотите? Сможете?
Дети: Да.
(Показ 6-го слайда презентации)
Гимнастика для глаз «Полет снегиря»
Дети наблюдают за движением снегиря на экране, фиксируя на нем взгляд.
Логопед: Ребята, получилось проследить за полетом снегиря? Никто не отстал? Молодцы! Вот глазки наши и отдохнули немного.
Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Дети, вы хотите узнать, какая игра самая любимая у Тани?
(Ответы детей)
Логопед: Самая любимая игра «Скажи наоборот?» Хотите научиться в нее играть?
(Ответы детей)
Логопед предлагает прослушать предложение и сказать кто меньше, кто больше. Передает мяч и говорит предложение, ребенок возвращает мяч и отвечает.
Логопед: я вам буду говорить предложение и передавать мяч по очереди, а вы скажите наоборот и возвращаете мяч мне обратно. Хотите? Сможете?
Логопед: клест крупная птица, а синичка….
1-ый ребенок: мелкая.
Логопед: у голубя длинные перья, а у воробья….
2-ой ребенок: короткие.
Логопед: у сороки хвост длинный, а у синички…
3-ий ребенок: Короткий.
Логопед: у совы клюв маленький, а у дятла….
4-ый ребенок: Большой.
Дидактическая игра «Узнай по контуру»
Логопед: Девочка Таня благодарит вас и дарит вот такие картинки. Назовите птиц, которые спрятались на картинке.
(Ответы детей)
Логопед: раскрасьте только одну синичку.
III. Рефлексивный итог
Логопед: Кто приходил к нам в гости? Что мы делали?
(Ответы детей)
Логопед: Вам понравилось с Таней играть? Почему?
(Ответы детей)
Логопед: Что было трудным? Почему?
(Ответы детей)
Логопед: Пригодятся ли вам ваши знания еще где-нибудь?
(Ответы детей)
Логопед: С кем вы хотите поделиться знаниями о зимующих птицах?
(Ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята. Вы замечательно справились со всеми заданиями.
(Дифференцированная оценка каждого ребенка)
|