Тема: Составление рассказа «Осень» с помощью схемы
Цель: развитие связной речи.
Коррекционно-образовательная:
- учить детей отвечать на вопросы;
- закреплять умение составлять рассказ с помощью схемы.
Коррекционно-развивающие:
- учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному;
- систематизировать знания детей об осени и осенних признаках;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать внимание, воображение, память.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование:
- мультимедийная презентация «Осень»;
- мультимедийное оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о признаках осени;
- чтение рассказов и стихотворений об осени;
- игра «Подбери предмет к признакам».
Ход
1. Организационный момент
Демонстрация 1 слайда мультимедийной презентации «Осень». Если дети не обращают на него внимания, учитель-логопед подзывает их. Дети произвольно располагаются перед мультимедийным экраном.
Логопед: Какое время года изображено на слайде?
Дети: Осень.
Логопед: Почему вы так решили? Докажите.
(Ответы детей)
Логопед: А вы хотите узнать о том, какая осень? Что именно вы хотите узнать?
(Ответы детей)
Логопед: Как это можно сделать? Кто вам может помочь?
(Ответы детей)
Логопед: Я предлагаю вам вместе найти ответы на наши вопросы. Хотите?
(Ответы детей)
Логопед: Для чего вам это может понадобиться?
(Ответы детей)
Логопед: Если мы с вами будем много знать об осени, то сможем интересно рассказать об этом своим друзьям и родителям. Хотите?
(Ответы детей)
Логопед: Ребята, вы чувствует, как пахнут осенние листья?
Дыхательное упражнение «Осенние листья»
Дети делают глубокий вдох через нос, надувая живот (диафрагмальное дыхание). Задерживают дыхание, затем делают выдох через рот.
(Повторить 2-3 раза)
Логопед: Ребята, кто может назвать осенние месяцы?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
(Показ 2 слайда мультимедийной презентации)
Логопед: Осень в сентябре и октябре какая?
Дети: Ранняя, золотая, разноцветная.
(Показ 3 слайда мультимедийной презентации)
Логопед: Осень в ноябре какая?
Дети: Поздняя, холодная, сырая, морозная.
(Показ 4 слайда мультимедийной презентации)
Логопед: А кто знает, как называется явление, когда опадают листья?
Дети: Листопад.
Логопед предлагает поиграть в игру «Потому что…». Бросает каждому по очереди мяч. Тот, кто поймает, называет примету осени. Например: «Сейчас осень, потому что….» (птицы улетают на юг; опадают листья; звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки; часто идут дожди; похолодало и т.д.)
Логопед: Какие осадки чаще всего бывают осенью?
Дети: Дожди.
Логопед: Ребята, вы чувствуете, и у нас в группе пошел дождь.
Имитация «Мокнем под дождем»
Физминутка «Капля»
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два. (Прыжок)
Очень медленно сперва. (Прыжки)
А потом, потом, потом (Бег на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Разводят руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой)
2. Составление рассказа с помощью схемы
Логопед: Мы много вспомнили сегодня об осени. Предлагаю составить рассказ об осени. Хотите? Сможете?
(Ответы детей)
Логопед: А поможет нам схема.
(Показ 5 слайда мультимедийной презентации)
Рассматривание схемы и беседа по ней:
О чем необходимо рассказать вначале?
Какое наступило время года?
Какие осадки идут осенью?
Какие изменения происходят в живой природе?
Как меняется осенью одежда людей?
Образец рассказа. Наступила осень. Идут частые и холодные дожди. Птицы улетают на юг. Листья на деревьях краснеют, желтеют. В лесу осенью растут грибы. Люди стали одеваться теплее.
Каждый из детей составляет рассказ по схеме.
Гимнастика для глаз «Осенью»
«По небу плывут облака» - поднять взгляд вверх.
«Подул сильный ветер» - круговые движения глазами.
«Осенний ветер подхватил листья и развеял их по дорожке» - перевести взгляд слева направо.
«Листья опустились на землю» - опустить взгляд вниз.
3. Рефлексия
Логопед: О чем мы хотели сегодня узнать?
(Ответы детей)
Логопед: Мы достигли своей цели? Все получилось?
(Ответы детей)
Логопед: Что понравилось (запомнилось больше всего)? Почему?
(Ответы детей)
Логопед: Что было трудным? Почему?
(Ответы детей)
Логопед: Вы смогли составить рассказ?
(Ответы детей)
Логопед: О чем вы расскажите своим родителям и друзьям? Почему?
(Ответы детей)
Логопед: О чем вы еще хотите узнать? Как это можно сделать? Кто вам может помочь?
(Ответы детей)
Логопед: Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?
(Ответы детей)
Логопед: Замечательно, ребята. Мне очень понравился рассказ Миши. Он был точный и последовательный. Рассказ Ани был увлекательным. Саша добавил в свой рассказ интересного сказочного персонажа. А Витя внимательно слушал своих товарищей и, в следующий раз, обязательно составит интересный рассказ. Молодцы.
|