Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе.
Лексическая тема «Родной край»
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений о родном крае. Активизация словаря по теме «Родной край». Формирование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи. Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Закреплять навык составления простых предложений по вопросам. Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви к родному краю.
Оборудование. SMART доска, использование ЦОР- презентация «Люби и знай родной край».
Ход занятия
- Организационный момент.
Слайд 1 На степной тропинке гулял казачонок Данилка. Вдруг откуда ни возьмись, на палочке-лошадке с шашкой прискакал Степашка и ну подзадоривать Данилку
– С чего это ты так вырядился
Нынче праздник день рождения нашего краснодарского края, и я надел наряд казачий. Видишь, как настоящий казак!
– Это ты казак? А где же твой конь? У меня и сабля и конь.
–Да они же не настоящие.
– Зато я больше знаю о казаках.
–Нет я.
Стали казачата ссориться, кричать. Как же их помирить? (Предложения детей)
Интересное предложение послушать их. Пусть расскажут, что знают.
Прежде чем слушать казачат создадим хорошее настроение и поиграем с пальчиками
2.Развитие мелкой моторики: «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое соединить большие пальцы обеих рук
Здравствуй, небо голубое! соединить указательные пальцы обеих рук
Здравствуй, вольный ветерок, соединить средние пальцы обеих рук
Здравствуй, маленький дубок! соединить безымянные пальцы обеих рук
Мы живем в родном краю - соединить мизинцы обеих рук
Всем привет огромный шлю! скрепить пальцы в «замок»
Л. П. Савина
3. Слушаем рассказы Данилки и Степашки.
Слайд 2 Давным-давно правила Россией царица Екатерина. Решила она укрепить южные границы, это как раз, где мы живем. Призвала она казаков служить на границе, охранять южные земли от врагов.
Слайд 3 Отправились казаки всем своим войском обживать новые земли.
Слайд 4 Понравилось им место у реки, назвали ее Кубань, и решили они здесь построить заставу. Поставили высокую вышку, чтоб издали видеть врага. Место огородили высоким забором. Вначале они строили маленькие хатки – курени под камышовыми крышами. В центре станицы была построена красивая церковь с высокой колокольней. Если случалась беда всегда били в колокол и люди собирались у церкви, чтобы вместе решить, как ее победить.
Слайд 5 Каждый двор огораживали изгородью, хаты укрывали камышом, стены белили, окна расписывали, получалось очень нарядно.
Слайд 6 Казачки умели вышивать и украшали вышивками горницы-комнаты. На прялках пряли пряжу и вязали теплые вещи.
Слайд 7 Казаки жили большими семьями: и старые и малые все вместе. Работали в поле, держали животных и птиц, ловили в Кубани рыбу.
Слайд 8 Старики обучали молодых ребят плести из ивы корзины.
Слайд 9 Мальчиков с раннего детства приучали к лошадям.
Слайд 10 В поход казаки надевали казачью форму. У каждого казака обязательно был конь.
Данилка и Степашка хотят с вами поиграть в игру.
4. Игра «Что вы знаете о Кубани?»
Данилка: Ребята, кто основал нашу Кубань?
Дети: Первыми сюда прибыли казаки.
Степашка: Что было первым построено?
Дети: Хаты, курени. Они были маленькие, крыши из соломы.
Данилка: Что обязательно должен иметь казак?
Дети: Казак должен иметь коня и справу – это такая казачья форма.
Степашка: Что строили казаки в центре станицы?
Дети: Казаки верили в бога и в центре станицы всегда строили храм.
Логопед: Давайте расскажем и покажем, что такое храм.
5. Речь и движение: «Церковь»
Это церковь – Божий дом. поднять вытянутые руки над головой, соединив пальцы обеих рук
Все мы дети в доме том. руки скрестить на груди
Кто заходит в двери эти? ходьба по кругу, взявшись за руки
Божьи дети, божьи дети.
В этом доме – только верь! - махи руками вперед, назад
Для тебя открыта дверь.
Не забудь в житейской гонке шаги по кругу
Эту дверь толкнуть тихонько мах руками от себя
В. Егоров
Ребята, Данилке и Степашке так понравилось с вами играть, что они и забыли о своих спорах и поспешили в к другим детям рассказать о Кубани.
Слайды 12-15 Хотите узнать, что сейчас на том месте, на берегу Кубани? На берегу Кубани вырос целый город. Это Краснодар – главный город, столица Краснодарского края.
Какой стал Краснодар? (подбор определений: Большой, красивый, зеленый….)
А вокруг Краснодара построено много городов и станиц. В одной из них живем и мы.
Слайды 16-19 Вы узнали её? Да это наша любимая Ленинградская, наша малая Родина.
6. Игра «Назови и объясни»
Кто объяснит, что такое Родина.
1-й ребенок: Это там, где я родился.
2-й ребёнок: Это наша станица, потому что мы здесь живём.
3-ребёнок: Кубань – наша Родина, мы ведь все кубанцы.
4-й ребёнок: А я думаю, что и России – наша Родина. Мы все россияне.
Логопед: Правильно, ребята. И Россия, и Кубань, и станица Ленинградская – это всё наша Родина.
7. Игра с мячом «Чего много на Кубани»
Реки-рек Птицы -птиц
Сады –садов звери – зверей
Поля- полей казаки- казаков
Горы – гор Дерево - деревьев
Памятники - памятников
8. Рефлексивный итог.
Ребята, как вы думаете нам удалось помирить казачат? То, о чем рассказали казачата вам пригодится? Что было самым интересным? Что вам показалось непонятным? Кому расскажите о том, что узнали?
Тема: Составление рассказа по предложенному плану
«Любимая станица»
Программные задачи. Расширять представления о станице и её достопримечательностях. Активизировать словарь по теме «Родной край». Формировать грамматического строя речи.
Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, по картинке. Учить составлять рассказ по предложенному плану. Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Совершенствовать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитывать любовь к родному краю, станице.
Оборудование. SMART доска, использование ЦОР- презентация «Родная станица».
Ход занятия
1.Организационный момент. Ребята, вам понравились рассказы казачат о нашем крае? Как вы думаете, сможем мы с вами также интересно рассказать о нашей Ленинградской? Что для этого потребуется?
- Нужно много знать, уметь рассказывать.
Правильно, сегодня мы поучимся, как это сделать. Вначале пошлем привет Родному краю.
2.Развитие мелкой моторики: «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое соединить большие пальцы обеих рук
Здравствуй, небо голубое! соединить указательные пальцы обеих рук
Здравствуй, вольный ветерок, соединить средние пальцы обеих рук
Здравствуй, маленький дубок! соединить безымянные пальцы обеих рук
Мы живем в родном краю - соединить мизинцы обеих рук
Всем привет огромный шлю! скрепить пальцы в «замок»
Л. П. Савина
3. Игра «Назови и объясни»
Кто объяснит, что такое Родина.
1-й ребенок: Это там, где я родился.
2-й ребёнок: Это наша станица, потому что мы здесь живём.
3-ребёнок: Кубань – наша Родина, мы ведь все кубанцы.
4-й ребёнок: А я думаю, что и России – наша Родина. Мы все россияне.
Логопед: Правильно, ребята. И Россия, и Кубань, и станица Ленинградская – это всё наша Родина.
У каждого рассказа есть начало- слова, которыми начинают рассказ.
Как вы думаете можно начать рассказ такими словами: моя родина - станица Ленинградская? Кто по- другому хочет начать поделитесь с нами.
4. Игра «Что мы знаем о станице?»
Логопед: Ребята, а вы знаете, кто основал нашу станицу?
Дети: Первыми сюда прибыли казаки.
Логопед: Что было первым построено?
Дети: Хаты, курени. Они были маленькие, крыши из соломы.
Логопед: Что обязательно должен иметь казак?
Дети: Казак должен иметь коня и справу – это такая казачья форма.
Логопед: Что строили казаки в центре станицы?
Дети: Казаки верили в бога и в центре станицы всегда строили храм.
Логопед: Давайте расскажем и покажем, что такое храм.
5. Речь и движение: «Церковь»
- церковь – Божий дом. поднять вытянутые руки над головой, соединив пальцы обеих рук
- мы дети в доме том. руки скрестить на груди
Кто заходит в двери эти? ходьба по кругу, взявшись за руки
Божьи дети, божьи дети.
В этом доме – только верь! - махи руками вперед, назад
Для тебя открыта дверь.
Не забудь в житейской гонке шаги по кругу
Эту дверь толкнуть тихонько мах руками от себя
В. Егоров.
6. Давайте посмотрим какая стала наша Ленинградская сейчас (презентация «Родная станица».)
7. Ребята, фотографии помогут вам рассказать о станице: Какая она стала, чего много в станице, где любите бывать.
8. У каждого рассказа обязательно есть конец. Чем бы вы хотели закончить рассказ?
-Я люблю свою станицу.
- Наша станица самая красивая.
9. Рассказы о станице Ленинградской.
Логопед. Давайте расскажем о нашей станице по плану.
Вспомним, какими словами вы предлагали начать рассказ.
Затем рассказать все, что знаем о Ленинградской.
И закончим красивыми словами о нашей станице.
10. Дети по очереди составляют рассказ
11. Рефлексивный итог.
Ребята, как вы думаете у нас получились рассказы? Что было трудным? Чей рассказ был самым интересным? Кому бы вам хотелось еще рассказать свой рассказ?
|