Учитель-логопед Н. Г. Филимонова
Сказки являются самым распространенным жанром в круге чтения дошкольников, и значение их для ребенка трудно переоценить. В круге чтения дошкольников традиционно присутствуют литературные и фольклорные (народные) сказки. Народная сказка помогает ребенку понять отношения между людьми, при этом не перегружает его логическими рассуждениями и наставлениями. Сказка тем и хороша, что в ней очень четко распределены роли: этот —хороший, этот —плохой, этот —добрый, этот —злой. Плохого и злого всегда ждет наказание. Так, сильного и злого волка побеждает слабая телом, но сильная духом мама-коза («Волк и семеро козлят»), тетерев поворачивает обман лисицы против нее самой («Тетерев и лисица») и т. д. В результате ребенок через понятные образы легко усваивает вывод о том, каким следует быть, а каким нет. При этом на протяжении сказки характеры героев остаются неизменными. Правда, это касается только народной сказки, в литературной действуют несколько другие законы: здесь главный герой в результате испытаний приобретает позитивные черты характера: например, не очень заботливая девочка из «Цветика-семицветика» В. Катаева становится более чуткой, а героиня сказки «Дудочка и кувшинчик» того же автора перестает лениться.
В сказке ребенок учится представлять себя на месте героев и мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что способствует его творческому развитию. Устойчивые словесные обороты повторяются из сказки в сказку («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Стань передо мной, как лист перед травой»), что, в свою очередь, помогает обогатить речь ребенка, ввести в его словарный запас новые выражения. Этому же способствуют и повторы эпизодов внутри одной сказки. Об этом говорил еще в XIX веке известный педагог К. Д. Ушинский: «...народная сказка не только интересует дитя, не только составляет превосходное упражнение в самом первоначальном чтении, беспрестанно повторяя слова и обороты, но чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти дитяти со всеми своими живописными частностями и народными выражениями».
К тому же сказка имеет выраженный психотерапевтический эффект: то, что добро всегда побеждает зло, обеспечивает душевный комфорт ребенку, позитивно ориентирует его в будущее, как бы говоря: «Надо жить дальше, это интересно, все будет хорошо».
Фольклор своими корнями уходит в седую древность, что отразилось на содержании текстов и словах, которые в них используются. Именно это иногда затрудняет восприятие сказки как детьми, так и их родителями. К примеру, в народных сказках встречаются такие слова, как «амбар» (хозяйственная постройка для хранения зерна, припасов, вещей или товаров), «сусеки» (большой деревянный ящик, в котором хранилась мука или зерно), «сени» (помещение между жилой частью дома и крыльцом), «короб» (изделие из луба, бересты, лучины и т. п., служащее для укладки и переноски разных предметов), «лубяная» избушка (луб — слой древесины, расположенный непосредственно под корой), устьице печки (наружное отверстие в русской печи). Что делать родителю в случае, если ему встречается такое слово? Если он знает его значение, можно, назвав старинное слово, сразу его пояснить либо заменить его по ходу чтения более употребимым синонимом. Для совсем маленьких предпочтительнее второй вариант, для более старших — первый, чтобы не нарушалась мелодика сказки. Нет ничего страшного, если вы не знаете значение слова, более того, эту ситуацию можно превратить в обучающую и обратиться к словарям, прочитать там пояснение.
В современной жизни фольклорные произведения используются уже в адаптированном виде. Так, например, в книгах для чтения для начальной школы все фольклорные произведения предлагаются в обработанном виде. Лучшие обработки фольклорных произведений принадлежат классикам детской литературы: Льву Толстому, Алексею Толстому, Константину Ушинскому, Борису Гринченко, Елене Пчилке и другим. Это делало фольклорные произведения более доступными и давало им новый толчок для существования. Кроме того, детские писатели очищали сказку и от излишней жестокости и грубости, которая всегда была присуща народной сказке. Нелишне тут вспомнить, что изначально сказка не была предназначена для воспитания детей, а рассчитана на взрослого, поэтому и воздействовала на читателя иными средствами.
Кстати, попытки «подчищать» сказки от сцен жестокости предпринимались и раньше, делаются такие попытки и сейчас. Но если это делается не рукой мастера, то чаще всего такие сказки не выдерживают испытания временем, потому что приключения героев теряют от такой «переработки» свою остроту, становятся бледной копией, неинтересной слушателям. Кстати, если взрослый не будет эмоционально выделять в чтении мрачные сцены, дети отнесутся к ним достаточно спокойно. Вспомните, дорогие взрослые, свои детские впечатления от сказок. Не думаю, что вы в первую очередь вспоминаете кровавые сцены. Именно небольшой жизненный опыт не дает детям возможность все представить в картинках и образах.
С каких сказок стоит начать знакомство ребенка с этим чудесным миром?
Традиционно первыми сказками для малышей являются сказки о животных — это сказки, в которых главными героями выступают животные. Они разговаривают друг с другом, ходят в гости — в общем, ведут себя, как люди. Но при этом они не нарушают и своих «животных» привычек: лиса, например, не живет в гнезде, а кот не плавает в реке, хотя это и сказка. Фольклористы считают, что сказки о животных по сравнению с другими видами сказок являются самыми древними, они появились тогда, когда существовали первобытнообщинные племена, которые верили, что они произошли от какого-то животного, например, волка, медведя и т. д. Этому животному поклонялись и считали, что оно понимает человеческую речь, может помочь, а может наказать человека в зависимости от его поведения. Но по мере развития человеческого сообщества вера в происхождение племени от животного постепенно угасала, и сказки утрачивали свое особенное отношение к животным, к некоторым оно изменилось на прямо противоположное (например, к волку, который в более поздних сказках выступает исключительно как глупый, озлобленный персонаж, который обязательно будет наказан).
Среди сказок о животных особо выделяются сказки, которые рассказывают малышам в первую очередь. Это так называемые «куммулятивные сказки». Это сказки, в которых сюжет развивается как бы по цепочке: с появлением нового героя часть сказки повторяется. Примерами таких сказок являются «Репка», «Колобок», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» и др. В таких сказках обычно используются песенки, что делает эти произведения особенно привлекательными для младших дошкольников.
Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» интересно слушать не только в самом младшем возрасте. Народные сказки имеют огромное количество вариантов. Например, в некоторых вариантах репку помогают тянуть не кошка с мышкой, а ножки (сначала прибегает одна ножка, потом вторая, и так — пока не приходит пятая). Правда, фольклористы пока не могут найти логичное объяснение этому варианту. Или другой пример — «Теремок»: домиком для животных может служить и горшок, и рукавица, и даже старый череп лошади. Состав и количество жильцов теремка тоже меняются. Поэтому дошкольникам 5-6 лет уже интересно сравнить такие похожие, но все-таки разные сказки. Прочитайте «Теремок» в пересказе К. Ушинского, М. Булатова, Е. Чарушина, А. Толстого, Л. Грибовой, Елены Пчилки. Кстати, детские писатели тоже создали свои «теремки»: сказки В. Бианки, Э. Шима, пьеса С. Маршака. Прочитайте, не пожалеете, а потом придумайте свой вариант старой сказки.
Изучение самых древних вариантов сказок позволяет приблизиться к их первоначальному смыслу. Так, в одном из ранних вариантов «Колобка» звери откусывали от Колобка по кусочку, а Лиса съедала оставшуюся горбушку. Ученые объясняют это так: круглый Колобок — это символ луны, а сказка — это лунный цикл от полнолуния до полного исчезновения месяца.
В чтении дошкольников много некуммулятивных сказок о животных: «Волк и лиса», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др. Но разные дети по-разному реагируют на эти сказки, поэтому постарайтесь найти то, что нравится. И самое главное, не отказывайтесь, когда ребенок, зная сказку наизусть, в десятый раз просит прочитать ее. Значит, именно в этой сказке есть что-то, что затрагивает какие-то струны его души.
Следующая группа сказок — волшебные.
Их предлагают детям, начиная с 4-5 лет. Особенностью этих сказок является наличие чуда: либо это чудесные превращения («Царевна-лягушка»), либо волшебные существа (Телесик, Баба-Яга, Кощей Бессмертный), волшебные помощники (Волк из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»), волшебные предметы (ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы).
Среди разных видов сказок волшебные наиболее длинные, развернутые. Именно эта группа сказок пользуется наибольшей популярностью среди детей и взрослых, но именно она получает наибольшее число обвинений в жестокости (отрезание пальцев на ноге, вырезание кожи на спине и др.). Хотя современные психологи считают, что включение в сказку жестоких элементов позволяет ребенку избавиться от части собственной агрессии.
Для волшебных сказок xарактерно особое настроение:
- начальная присказка помогает настроиться на сказочный рассказ, войти в сказочный мир, правда, надо честно сказать, что не каждая сказка имеет присказку («Зачинается, починается хорошая сказка, добрая повесть не от сивки, не от бурки, не от верного каурки, не от молодецкого посвисту... Это не сказка, а присказка, а сказка будет впереди»);
- зачин — начало, первые фразы, в которых сообщается о героях, времени, месте событий и др. («Жили-были дед да баба», «В некотором царстве, в некотором государстве...»);
- основная часть — приключения героев со счастливым концом. События чаще всего повторяются (обычно трижды);
- концовка — фразы, которые помогают вернуться из мира сказки, завершить ее («Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец»).
Соблюдение структуры помогает наиболее полно воссоздать атмосферу сказочного мира, которую так любят дети.
Среди героев волшебных сказок особое место занимает Баба-Яга. Если на основе анализа разных сказок составить ее собирательный портрет, то получится страшная, лохматая старуха с костяной ногой, нос ее упирается в потолок, слепая, чует носом, что кто-то пришел, летает в ступе, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, хочет съесть детей. Но при этом избушка находится на границе мира живых и мира мертвых, а Баба-Яга — проводник в потусторонний мир. Именно поэтому Иван-царевич должен обязательно произнести заклинание («Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом»), чтобы преодолеть границу. Ученые считают, что во времена матриархата под образом Бабы-Яги понималась прародительница рода, первая женщина племени, к которой приходят за советом, помощью, за волшебными вещами и т. д.
Это был очень положительный образ. Кстати, вряд ли вы найдете сказку, в которой бы описывалось, как Баба-Яга жарила и ела детей, она только хочет это сделать. Оказывается, этому есть объяснение. В давние времена существовал удивительный обряд — перепекание больного ребенка. Ребенка заворачивали в заговоренное тесто, клали на хлебную лопату и отправляли в устье печи на некоторое время. Потом вытаскивали, разворачивали, тесто отдавали собакам, а ребенок выздоравливал. И делала это баба-повитуха!
Когда матриархат сменился патриархатом, позитивный образ стал постепенно развенчиваться и появилась злобная людоедка, которая всем вредит.
Бытовые сказки появились намного позже других видов (с появлением классового общества) и в наше время предлагаются самым старшим дошкольникам. В этих сказках отсутствует волшебство, здесь нет животных, которые были бы главными героями. Действие происходит на бытовом уровне: либо в семье, либо между представителями разных классов (богатый — бедный, царь — крестьянин). Сюжет построен на применении смекалки, выдумки или, наоборот, глупости, которая вполне возможна в жизни, только не в таком утрированном виде.
Бытовые сказки, доступные дошкольникам, — это «Каша из топора», «Дочь семилетка», «Языкатая Фроська». Бытовые сказки украинского, русского народа, народов мира доступны, интересны и познавательны, потому что расширяют представление ребенка об окружающем мире.
Чтение детям сказок помогает сохранить связь с национальной культурой. При этом совсем не нужно все разъяснять и растолковывать или предлагать ребенку критический анализ сказки. Всему свое время. А сейчас нужно насыщать его тем, что наши предки оставили лучшего. Правда, самые первые сказки лучше все-таки не читать, а рассказывать, глядя в глаза ребенку, тогда позитивное воздействие будет наибольшим. Не страшно, если вы что-то забудете или измените, именно так у наших далеких предков появлялись варианты сказок. А для дошкольников постарше можно читать, при этом разглядывая иллюстрации. Это будет способствовать интенсивному расширению кругозора. Пересказывать сказку лучше вместе, потому что ребенку трудно это делать самому.
Успехов вам, дорогие родители!
|