Уже давно всем известно, что упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников.
Дыхательной гимнастикой можно заниматься детям с 3 – 4 лет Её можно делать стоя, сидя, а в тяжёлом состоянии даже лёжа.
В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании.
Никогда не бросайте эту гимнастику. Занимайтесь всю жизнь хотя бы 1 раз в день и вам не понадобятся лекарства.
Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей:
Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:
- хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;
- сахарный диабет;
- болезни сердца;
- язвенная болезнь (в стадии ремиссии) ;
- заболевания неврологического характера.
При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.
Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А. Н. Стрельниковой
- способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.
Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»
Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.
При выполнении упражнений
необходимо соблюдать определенные правила:
• вдох – громкий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая)
• выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха
• каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма
В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем -нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.
Комплекс дыхательной гимнастики (по А. Н. Стрельниковой)
«Большой маятник! («Игрушка – неваляшка»)
Наклонилась неваляшка,
Но упасть – не упадет.
Даже если кт мой Яшка
Неваляшку в бок толкнет.
В бок толкнет игрушку он
И в ответ услышит звон.
Интересно очень Яшке:
Что внутри у неваляшки?
Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».
На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям – вдох. Выдох – возвращаемся назад.
На счет «два» - запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» – вдох. Возвращаемся назад - выдох.
«Насос» (Накачиваем шины)
По шоссе летят машины –
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки «накачивают насос» –движение вниз - вдох. И. п. – выдох.
«Кошка» (приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь её немножко –
Сразу замурлычет кошка.
И. п. как в 1 упр. На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение – вдох. Выдох – И. П. на счет «два» движение в другую сторону.
Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.
«Обними плечи! »
(вдох на сжатие грудной клетки «Соедини локти! »)
Ах, какой хороший я,
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю
Носиком вдыхаю!
И. п. – руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны, правая рука ниже левой.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились.
Меняем положение рук.
Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.
«Ладошки»
Стихотворение для разучивания, выполняется упражнение без стихотворения.
Ладушки ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях, ладошки повёрнуты к «зрителю».
На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно вдох.
На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха - выдоха. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 4 вдоха- выдоха.
«Погончики»
Вот погоны на рубашке,
Темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик –
Я военный летчик!
И. п. – то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.
На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики – вдох.
Возвращаемся в исходное положение.
Литература:
Щетинин «Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой --- М. : Айрис – пресс, 2007.
В. Н. Шацкая «Детский голос» педагогические исследования.
Подготовила: Литвинкова Г.И.
|