Чтение — сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово, а затем звуковой образ соотносится со значением, т.е. происходит понимание читаемого.
Одна из основных задач нашей программы— научить воспитанников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
Обучение чтению детей требует использования дополнительных упражнений и приемов для развития навыков чтения и интереса к нему.
Для овладения правильным чтением ребенок должен запомнить графический образ буквы. Для этого используются упражнения:
1) обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв;
2) дермолексия («рисуем» на ладони ребенка букву, а он должен опознать ее);
3) подбор картинок (на что похожа буква?) для лучшего запоминания буквы, ее конфигурация должна быть сходна с предметом, название которого начинается с изучаемого звука.
Для закрепления изученных букв применяются упражнения.
1. «Сколько здесь букв?».
2. «Буквы сломались. Почини».
3. «Городок букв» — для закрепления умения различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Здесь каждая буква «живет» на своей «улице» и имеет «дом» своего цвета. Все гласные находятся в «домиках» с красными крышами, согласные — в «домиках» с синими крышами и т.д. Кармашки заполняются по мере прохождения букв.
С помощью «Городка букв» проводятся различные игры: «Кто живет на этой улице?», «Какого цвета наш дом?».
Игра «Гости»
Взрослый: Сегодня мы отправимся в «гости» к буквам. Вот перед нами домики с крышами красного цвета. Спросите у букв: «Почему у вас все крыши красные?»
Буквы. Потому что мы... ( гласные ).
Взрослый: Идем дальше. Пригласила нас буква Н в домик, а там уже сидит буква А. Взялись буквы Н и А за ручки и образовали слог НА. (Показывает карточку со слогом НА.)
Дети читают.
Когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния. В форме занимательных упражнений выполняется чтение обратных и прямых слогов.
Модель «Колобок»
Э А
П
Ы О
У
Прочитай слоги в прямом и обратном варианте:
1) aп, оп, уп, ып, эп;
2) па, по, пу, пы, пэ;
3) апа, опо, упу, ыпы, эпэ. Так со всеми согласными буквами.
Использование таких упражнений помогает детям легко сливать прямые и обратные слоги, дает возможность понять и бегло читать их, лучше запоминать слоговую структуру при частом повторе.
Далее отрабатываются слова (таблица со словами используется так же, как и со слогами).
КУСТ КРАН МОСТ
БРАНЬ ПЛОТ ДОЖДЬ
КОСТЬ СВЕТ СТУЛ
ТОРТ СТОЛ БИНТ
Слоговые таблицы можно использовать по-другому. Я назову слова, а вы отыщите в таблице слоги, из которых они состоят, в правильной последовательности.
ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА — камера, колесо, барыня.
ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО — хорошо, сирота, канаты, вера.
ЖИ ME ВИ ЛЕ НЫ СА — кора, раковина, гора, вино.
КИ КА ГО НА БА РЕ — пора, берега, пара, дыра.
ГА КО BE ДЫ ЛЮ ЦА — сапоги, пироги, волосы.
СО ПО МУ НО НЯ ПИ — ворота, высота, лимоны.
БЕ СИ РО ВО ЯБ МО — лисица, яблоки, яблоня.
Наблюдения показали, что эта работа заинтересовывает ребят и приносит реальные результаты. Постепенно дети не только усваивают технику слогослияния, но и накапливают словарь слогов и слов.
Воспитанникам трудно дается чтение странички учебника без предварительной подготовки, поэтому сначала необходимо знакомство со слогами и словами, которые встретятся в тексте. Для такой подготовки используются различный наглядный материал и игровые приемы.
1. Игра «Волшебная таблица», из букв и слогов которой можно составлять различные слоги и слова.
М
С
X
Ш
Л
Н
а
ма
са
ха
ша
ла
на
0
мо
со
хо
шо
ло
но
2. Упражнение «Чтение родственных слов».
Кукуруза. Кукурузочка. Кукурузища. Кочерыжка.
Вопросы и задания
Прочитай слова. Объясни значение этих слов. А сейчас посмотри внимательно на слова и исключи лишнее слово. Почему ты исключил это слово?
К оставшимся словам (кукуруза, кукурузочка, кукурузища) подберите «родственников».
Как называются палочки, приготовленные из кукурузы? (Кукурузные.)
Чтение групп слов, в которых слоги со стечением согласных получаются путем наращивания второго согласного к одному и тому же звуку. Например, из текста слова снежки, снегопад, специальный, скорый, скользко, случилось выписываются таким образом:
С-НЕ-СНЕ-СНЕЖ-КИ-СНЕЖКИ
С-НЕ-СНЕ-СНЕ-ГО-ПАД С-ПЕ-СПЕ-СПЕ-ЦИ-АЛЬ-НЫЙ
С-КО-СКО-СКОЛЬЗ-КО С-КО-СКО-СКО-РЫЙ-СКО-РЫЙ
С-ЛУ-СЛУ-СЛУ-ЧИ-ЛОСЬ
Воспитанники прочитывают, следя за указкой, согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а некоторые слова — целым словом.
В тренировку в чтении можно включить разнообразные приемы чтения.
Прием выборочного чтения дает возможность варьировать задание.
Прочитай отрывок, ориентируясь на иллюстрацию.
Рассмотри рисунок. Подбери к нему предложение из рассказа.
Ребятам очень нравится наблюдать за чтением друг друга. Для организации таких наблюдений используются такие приемы:
—медленное чтение взрослого, когда ребёнок следит по книге. Взрослый в любой момент может остановиться и попросить ребенка продолжать чтение;
—сопряженное чтение, когда текст начинает читать взрослый вместе с ребёнком, затем на время он замолкает, а ребёнок продолжает читать сам;
—контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества допущенных ошибок;
—мнимое слово — взрослый в ходе чтения произносит слово неправильно, ребёнок прерывает чтение и исправляют его. Этот прием привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого взрослого, что поднимет их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
С целью формирования умения беглого чтения можно использовать специальные упражнения и игры.
«Бегущая лента» — через отверстия в картоне протягивается полоска, на которой записаны слоги и слова. Надо успеть прочитать и запомнить их.
Поиск второй половины слова:
КОС-НИЧИЙ
ЛЕС-ТА
ПАР-МОС
МО-ЗА
РО-ВОК
СО-ТОР
КО-НА
ГО-СА
ВЕС-РОД
Данный прием необходимо использовать при повторном чтении, чтобы у детей не пропадал интерес.
Приемы работы для формирования беглого чтения при повторном чтении текста:
—чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
—чтение в темпе скороговорки;
—с убыстрением темпа;
—выборочное чтение;
—чтение с эстафетой;
—с заданием;
—жужжащее чтение;
—чтение по знаку — подготавливается два набора цветных полосок: один — для взрослого, другой для детей. Взрослый поднимает полоску определенного цвета, читает тот ученик, у которого полоска такого же цвета.
Осознанность чтения — основное качество, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной и смысловой сторон текста. В развитии этого навыка чтения огромную роль играют следующие виды работы:
- подготовка детей к восприятию текста,
- словарная работа,
- чтение текста детьми,
- анализ прочитанного,
- пересказ.
Наряду с этими видами работ используются логические упражнения, которые развивают речь, внимание, мышление, наблюдательность, смысловую догадку, творческие способности.
1. Найди четвертое слово. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных трех существует такая же связь.
парикмахер — прическа; пекарь — ... (пекарня, хлеб, мука);
школа — обучение; больница — ... (доктор, лечение, больной);
нож — сталь; стул — ... (вилка, дерево, стол);
лес — деревья; библиотека — ... (город, библиотекарь, книги);
утро — день; зима — ... (мороз, весна, день).
2. Найди лишнее: букву, слог, слово.
/А У Р О Ы/ /МА РА ЛА НЫ ТА/ /КУ НА ДЫ ТИ ЛО/
РЕКА, РЕЧКА, РУЧЕЙ, РУЧКА, РУЧЕЕК.
Работа с деформированными текстами, предложениями, неоконченными рассказами
1. Составить текст (перестановка предложений). Дети должны составить текст из данных предложений.
Дети устали. Костя и Толя ушли в лес. Они стали пить воду. Костя и Толя сели под ель.
2.Составить предложения из данных 3—4 слов.
Идут, школу, в, дети. У, сумки, них. Книги, тетради, там, карандаши, ручки.
3.Закончить рассказ.
Забота о птицах
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...
Работа с текстом учебника
1.Прочитать заголовок. Определить, о чем пойдет речь в этом рассказе.
2.Прочитать первую часть текста. Придумать, чем закончится рассказ.
3.Подчеркнуть непонятные слова, объяснить их.
4. Подобрать заголовок:
- доказать, что заголовок, выбран правильно;
- выбрать заголовок к тексту из предложенных;
Для выработки правильного речевого дыхания:
—упражнения для разминки (по методике А.Г. Ипполитовой):
· вдох и выдох носом;
· вдох носом, выдох ртом;
· вдох ртом, выдох носом;
· вдох и выдох ртом;
· прочитай на одном выдохе: АОУЫИ; ОУЫИА.
Для работы над голосом
(регулировки его силы, темпа, высоты):
—для знакомства с буквой закрепляется произношение звука: произнеси звук [а] с усилением и ослаблением голоса, подними и опусти по ступенькам звук [о], повышая и понижая голос;
—хоровое чтение.
Материал подготовила учитель-логопед И.А. Грицай |